Об этом в интервью порталу swissinfo.ch поразмышлял известный швейцарский экономист, бывший исполнительный директор Всемирного банка, нынешний председатель Объединения неправительственных организаций итальянской Швейцарии (Fosit) 67-летний Пьетро Велио (Pietro Veglio).
swissinfo.ch: Швейцария традиционно поддерживает тесные экономические и торговые контакты со «старыми» индустриальными державами. Однако сейчас, в условиях, когда Западная Европа находится в кризисе, не стоило бы ей более активно налаживать контакты со странами группы BRIC?
Пьетро Велио (Pietro Veglio): Швейцарская внешняя торговля уже сейчас развивается именно в этом направлении, о чем говорят последние данные. Так называемые «развивающиеся и пороговые страны» становятся все более важными экономическими партнерами Швейцарии. Особенно и в первую очередь это касается азиатских стран. Отсюда видно, что промышленность и торговля Швейцарии сделали из недавнего кризиса верные выводы.
swissinfo.ch: Кстати, а что вообще общего у стран BRIC?
П.В.: Дело в том, что в последние годы эти страны превратились из объектов мировой политики и экономики в ее субъекты. Очень часто они одинаково голосуют в рамках ООН, или, например, по вопросам изменения климата. Уже сейчас они видят себя главными действующим лицами «нового мира», в котором им уготованы ведущие места у рычагов управления. Кстати, не исключено, что в эту группу скоро войдет ЮАР, и называться она уже будет BRICS.
Так что в целом мировая политическая карта изменилась. На наших глазах в мире возникает новый расклад сил, формируется новое равновесие. Наконец, если смотреть только на цифры, то можно увидеть, что на долю стран группы BRIC приходятся 17% мирового ВВП. Уже в 2027 г. Китай в смысле ВВП мог бы вполне обогнать США, в то время как Бразилия уже сейчас обошла по этому показателю Италию. К 2030 году экономика стран BRIC будет производить до 47% мирового ВВП. Вслед за ними идут и другие страны, такие, как ЮАР, Колумбия, Индонезия, Вьетнам, Египет, Турция, Чили.
swissinfo.ch: Каковы главные различия между странами этой группы?
П.В.: Государства BRIC очень неодинаковы и разнообразны. Развитие Китая в последние 30 лет, например, базируется на опережающем росте экспорта и на инвестициях в крупные государственные предприятия. Поэтому эта страна должна непременно обратить внимание на развитие внутреннего потребления и на поддержку мелких и средних предприятий.
В Бразилии инвестиции в основные фонды составляют 19% от национального ВВП. Этот показатель пока не дотягивает до показателей Китая или стран «первого мира», что отражает факт недостаточного уровня внутренних накоплений в Бразилии. С другой стороны здесь есть очень активный спрос на внутреннем потребительском рынке (61% от ВВП страны). В долгосрочной перспективе это не приведет ни к чему хорошему. Бразилии необходимо притормозить потребление для того, чтобы повысить долю накоплений. За этот счет можно было бы увеличить пока недостаточные вложения в развитие инфраструктуры. Разработка морских нефтяных месторождений могла бы дать стране дополнительные средства.
По сравнению с этими странами Индия пока застряла на полпути. Инвестиции в основные фонды составляют здесь 38% от национального ВВП, причем главными инвесторами выступают промышленные предприятия, обходящиеся без помощи банков. Однако и Индия должна резко повысить качество своей инфраструктуры.
Что касается России, то она стала ведущим экспортером газа и нефти. Но эта страна до сих пор не определилась, куда она хочет развиваться, кроме того, она страдает от катастрофически плохого качества государственного управления.
swissinfo.ch: Когда речь заходит о так называемых «пороговых» странах, прежде всего на ум приходят цифры экономического роста и потенциал потребительского рынка. Однако во многом эти показатели достигаются за счет ущемления прав трудящихся и ущерба окружающей среде…
П.В.: Экономический рост может внести заметный вклад в улучшение качества жизни. Однако этот рост не должен стать самоцелью, он должен быть средством для достижения целей высшего порядка. Все страны BRIC стоят перед серьезными социальными и экологическими проблемами.
В Китае, например, наблюдается рост противоречий между богатыми и бедными, а так же между отдельными регионами. Решения принимаются исключительно партийным аппаратом, без учета мнения базиса и без демократического давления с его стороны. Страна страдает от сильного загрязнения воды, почвы и воздуха. Правительство это давно заметило. Поэтому сейчас Китай активно инвестирует в развитие чистых и возобновляемых энергетических технологий, стремясь завоевать здесь мировое лидерство.
Индия вынуждена справляться с еще более сложными социальными и экологическими проблемами. Однако в этой стране существует свобода информации, пресса здесь очень активно критикует правительство. Однако в итоге и здесь пользу т прибыль от экономического роста могут, в итоге, получить даже самые бедные слои.
В Бразилии за последние годы, благодаря проведенным реформам, степень социальных противоречий слегка снизилась. Благодаря национальной социальной программе «Bolsa familia» более 50 миллионов человек смогли улучшить условия своей жизни. Поддержку получают семьи и матери-одиночки с самыми скромными доходами; со своей стороны эти люди должны сделать все, чтобы их дети ходили в школу и подвергались регулярному медицинскому контролю.
swissinfo.ch: Не мог бы Берн, ведя с этими странами переговоры на предмет заключения Договоров о свободной торговле, особо обращать внимание на соблюдение фундаментальных прав человека, увязывая с этим успешное завершение данных переговоров?
П.В.: Швейцария мало что может сделать в данном формате. Китай не желает даже говорить на этот счет. А другие страны видят в таких попытках всего лишь стремление Швейцарии обеспечить защиту своих торговых интересов. Однако следует в целом исходить из того, что экономическое и социальное развитие приведет к укреплению гражданского общества, что в свою очередь поможет защитить права человека. В этом отношении я придерживаюсь осторожно-оптимистичной точки зрения.
swissinfo.ch: Чего пока не хватает странам группы BRIC, чтобы стать настоящей мировой экономической величиной? Только ли это вопрос времени? Или тут есть и иные факторы?
П.В.: Трудно сказать. В любом случае переход от статуса «пороговой» страны к положению богатой промышленно развитой державы гораздо более труден, нежели достижение собственно статуса «пороговой и развивающейся» страны.
|