По данным межотраслевого Объединения предприятий швейцарской часовой промышленности (Verband der Schweizerischen Uhrenindustrie) только в ноябре общий рост в рамках часовой индустрии Швейцарии достиг уровня в 2 миллиарда франков, а за год в целом (без Рождественского бума) рост вышел на уровень 18 миллиардов франков. Эти данные позволяют швейцарским часовым производителям оптимистично смотреть на два важнейших события, приходящихся на январь – на выставку «Geneva Time Exhibition» и на Международный салон часов премиум-класса (SIHH).
Эта новость выглядит, однако, одиноким явлением на фоне довольно негативных экономических прогнозов, представленных недавно, например, цюрихским Институтом исследования промышленной конъюнктуры (Konjunkturforschungs-Institut KOF), который на 2012 год предрекает Швейцарии нулевой экономический рост. Эти прогнозы во многом подтверждаются положением других отраслей экспортной промышленности (бумажная, текстильная, машиностроительная отрасли), которые продолжают страдать от переоцененного швейцарского франка.
Что касается бума в часовой отрасли, то во многом ответственность за это несет постепенная реструктуризация спроса на мировом рынке. Первый аспект – кризис еврозоны, но и он по-разному воздействует на разные страны. Если из Германии спрос на часы возрос на 60%, то Италия, напротив, резко снизила свои потребности в часовых механизмах из Швейцарии из-за изменений в своем налоговом законодательстве.
Второй фактор – это постоянно и неуклонно растущий спрос на часы из Швейцарии в азиатских странах. Так, в плане закупок часов Китай уже перепрыгнул с 7 на 3 место по объемам спроса после Гонконга и США. И перспективы тут вырисовываются очень даже неплохие. В основном повышенным спросом пользуются часовые марки в ценовом сегменте от 3 тыс. франков и выше, и именно поэтому такие компании, как «Zenith», «Cartier», «Panerai» и «Swatch-Gruppe» смогли нарастить свои производственные мощности и даже нанять дополнительный персонал.
Жан-Даниэль Паше (Jean-Daniel Pasche), председатель межотраслевого Объединения предприятий швейцарской часовой промышленности, высказывает в интервью порталу swissinfo.ch сдержанный оптимизм: «Китай сейчас для нас наиболее прочный и надежный рынок. Там мы видим значительный потенциал роста. Но возникает вопрос, живем ли мы в целом в безопасном мире? Нужно быть осторожным и не забывать остальные рынки».
Фаусто Сальви (Fausto Salvi), CEO часового бренда «Perrelet», заявил swissinfo.ch, что китайский рынок и в самом деле выглядит многообещающе, однако это вовсе не означает, что его можно так просто завоевать: «Часовые марки, которые продаются там особенно хорошо, относятся к давно зарекомендовавшим и известным брендам. Новым маркам приходится куда сложнее». Поэтому «Perrelet» преследует стратегию, в основе которой находится идея открытия целой сети бутиков (прежде всего на американском рынке), в которых продается только одна марка.
Опасения Ф. Сальви разделяют и некоторые его конкуренты, например, Жан-Клод Бивер (Jean-Claude Biver), председатель правления компании «Hublot». Еще недавно в интервью журналу «Forbes Magazine» он утверждал, что китайцы и марка «Hublot» друг-другу не подходят. Сегодня он признает, что был не совсем прав, и что существует необходимость нагонять на китайском рынке то, что было упущено.
Сейчас у «Hublot» есть бутик в Пекине, однако на Китай пока приходятся только 3% оборота этого бренда. «Потенциал для роста здесь для нас имеется – и неплохой», - говорит Жан-Клод Бивер в интервью порталу swissinfo.ch. - «С другой стороны у нас крепкие позиции в Латинской Америке, в Бразилии и Колумбии, а так же в таких странах, как Индия и Россия». Проблема, которая стоит перед швейцарской часовой индустрией, состоит в необходимости быстро и точно определить потребности новых рынков, снабдив необходимой информацией потребителей и розничную торговлю. Не избавлены от этого и более мелкие часовые бренды нишевого и коллекционного характера.
Представитель такого бренда, молодой часовых дел мастер Марк Йенни (Marc Jenni) недавно посетил Китай в составе делегации Академии независимых творческих часовщиков (Akademie selbständiger, schöpferisch tätiger Uhrmacher - AHCI). Его вывод: «В Китае есть много хорошо информированных покупателей и коллекционеров, но и немалое число «новичков», которые имеют деньги и хотели бы потратить их на что-то новое и ранее невиданное». Найти подход к ним и закрепиться на рынке можно только путем предоставления широкой палитры сопровождающих услуг и убедив потребителей в полной аутентичности предлагаемых брендов.
Томас Прешер (Thomas Prescher), другой швейцарский независимый часовой производитель, известен в мире своими чрезвычайно сложными часовыми механизмами с многочисленными «наворотами». Особенно успешно продаются его марки в России (говорят, что часы «Prescher» носит сам Владимир Путин), но Т. Прешер убежден, что даже если с технической точки зрения все в порядке, остаются еще культурные различия. «Для того, чтобы наладить хорошие деловые связи на новых рынках, требуется приложить колоссальные усилия», - говорит он, предостерегая от концентрации на только одном рынке, который может рухнуть в одночасье, как это было в Украине.
Несмотря на успех, аналитики не советуют часовщикам Швейцарии возвращаться к докризисным временам, то есть к часам с чрезмерно экстравагантным дизайном и не порой с не очень реалистичными ценами. Растущий спрос помог преодолеть сложности, проистекающие для часовой индустрии из факта дорого франка, однако «наши партнеры вынуждены были смириться с уменьшенной нормой прибыли с тем, чтобы остаться конкурентоспособными, так как для наших клиентов цена становится все более значимым фактором». По мнению Жана-Клода Бивера правильным ответом на кризис является гибкость. «Мы теперь очень внимательно отслеживаем все сигналы рынка. Мы разработали стратегию, которая позволяет не только ускоряться, но и, как бы парадоксально это ни звучало, оперативно жать на тормоза».
По его мнению, спрос является не единственным фактором, позволяющим швейцарской часовой индустрии преодолевать кризис. «Ей удалось сделать акцент на рациональной пользе от часов, и сделать из этой пользы статусный символ». Но и он предупреждает: пока у швейцарцев на мировом рынке часов нет сравнительно серьезных конкурентов, но мир не спит и развивается. Китай, например, уже имеет собственную и очень перспективную часовую промышленность.
|