Качество швейцарских вин в последние годы серьезно возросло, существуют совершенно замечательные сорта и бренды, однако для того, чтобы выжить на рынке, швейцарские виноделы должны срочно освоить еще одну профессию, а именно, маркетинг. Таково мнение большинства экспертов, собравшихся на прошлой неделе в городе Мартини (Martigny), что в кантоне Вале, на свою очередную профессиональную ярмарку «Agrovina».
И это не случайно, так как в центре всего мероприятия стоял единственный вопрос: какое будущее ожидает швейцарское виноделие. Напомним некоторые данные. В 2011 году виноделы почти всех регионов страны собрали рекордный урожай винограда, из которого удалось произвести 110 миллионов литров вина. Это на 4,3% выше среднего урожая за последние пять лет.
«Урожай был просто замечателен, очень напоминает 2003 год, однако на сей раз ягода пошла по вкусу более взвешенная и с лучшим содержанием кислоты», - говорит Клод Боке-Тонней (Claude Bocquet-Thonney), председатель Швейцарского объединения независимых производителей вина (Schweizerische Vereinigung der selbsteinkellernden Weinbauern - ASVEI) в интервью порталу swissinfo.ch.
Заложенные в подвалы вино имеет неплохое и даже прекрасное качество, однако членов ASVEI мучают совсем другие проблемы. В декабре прошлого года они обратились с посланием в адрес министра экономики Швейцарии Иоганна Шнайдера-Амманна (Johann Schneider-Ammann) и потребовали в связи с нынешними сложностями ввести специальный режим производства вина в Швейцарии на основании положении устава ВТО.
«За последние месяцы усилившийся импорт по низким ценам (евро за литр) привел к тому, что положение на и без того вялом рынке усложнилось дополнительно», - указывается в послании. Из-за необходимости платить высокие зарплаты в Швейцарии отечественные производители не в состоянии конкурировать с импортом, - указывает ASVEI. Прекрасный урожай 2011 года столкнулся с тем, что многие виноделы до сих пор не полностью реализовали запасы прошлых лет. Многие из них начнут сезон 2012 года с очень небольшими запасами ликвидных средств.
Все эти аргументы не помогли, и требования виноделов из ASVEI были отклонены федеральными властями, так как по их информации импорт вина из-за рубежа не превысил установленного лимита в 170 миллионов литров и составил только 162,5 миллиона литров. ASVEI, однако, продолжает бороться, указывая на то, что данный лимит был установлен 30 лет назад, когда потребление вино было куда более высоким.
Обновить имидж
В последние годы потребление вина в Швейцарии падало постоянно, одна из причин чего – повсеместный запрет на курение в барах и ресторанах и попытка владельцев такого рода заведений, с учетом изменившихся питейных привычек молодежи, найти себя на рынке заново. В 2010 году в Швейцарии было выпито 280 миллионов литров вина, причем 62% этого объема пришлись на импортные вина.
«Швейцарское вино потребляется только в Швейцарии», - говорит знаток винной отрасли Пьер Томас (Pierre Thomas). – «У нас есть в достатке и даже более того много отличного вина, но мы не в состоянии продавать его (за рубеж), потому что швейцарское вино там никому не известно». Проблема, по его словам, состоит в том, что у Швейцарии нет международного имиджа страны, производящей вино.
«Спрашиваешь китайцев, датчан, британцев или шведов на предмет того, производит ли Швейцария вино или нет, получаешь один и тот же ответ: нет, не производит, там есть только горы, снег, банки, шоколад и часы, а вот вина нет». По информации Жака Перрена (Jacques Perrin), главы виноторговой компании «Cave SA», потребители в стране переориентировались на самые лучшие швейцарские сорта – но потребляют они их в меньшем количестве.
«Швейцарские вина не имеют признания за рубежом, поскольку лучшие вина из Конфедерации не экспортируются. Предложение вина из Швейцарии слишком раздроблено. Вывозить за рубеж малые партии вина очень сложно с учетом существующих для Швейцарии как не члена ЕС многочисленных торговых барьеров.
Поэтому производители (вина из Швейцарии) должны наконец собраться вместе и создать единую платформу (для продвижения швейцарского вина за рубеж). На мероприятиях за границей мы должны предлагать лучшие вина из Швейцарии, продавая их потом так же, как мы это делаем с туристическими услугами. Но для этого нужно много ресурсов», - подчеркивает Ж. Перрен.
Люциус Вазеша (Luzius Wasescha), посол Швейцарии при ВТО, выступивший на ярмарке «Agrovina» с отдельной презентацией, так же считает, что в одиночку швейцарские виноделы ничего не добьются. «Люди из региона Эпессе (Epesses, город рядом с виноградниками Lavaux) уверены, что их вино самое лучшее в мире, но потому, что другого вина они просто не знают. И это – серьезная проблема».
Национальный фокус
Необходимость продвижения швейцарского вина на международном рынке обсуждается в Швейцарии уже давно. Две трети всего швейцарского вина производится во франкоговорящих регионах страны, однако две трети потребителей происходят из немецкоязычных кантонов. «Франко-швейцарцы должны, наконец, проснуться от спячки и интенсивнее экспортировать вино в немецкоязычные регионы. Они не могут просто сидеть в своих подвалах и ждать, что немецкоязычные потребители их там сами отыщут», - говорит П. Томас.
Многие наблюдатели обвиняют так же главных распространителей вина (сеть «Migros» (через сеть магазинов «Denner») и «Coop») в том, что они слишком сильно контролируют сбыт вина. В декабре прошлого года парламентский запрос потребовал от правительства обеспечить, чтобы на официальных зарубежных швейцарских мероприятиях (приёмах) подавалось только швейцарское вино. В октябре Союз швейцарских экспортеров вина (Verband der Schweizer Weinexporteure) призвал министра экономики Швейцарии Шнайдера-Амманна увеличить в два раза государственные дотации производителям вина в период до 2014 года до 4 миллионов франков в год. Это требование так же было отклонено «в связи с отсутствием необходимых резервов в аграрном бюджете».
По мнению Симоны де Монмоллен (Simone de Montmollin), директора Швейцарского объединения энологов (энология — наука о вине, от др.-греч. οἶνος — вино), выступившей на выставке «Agrovina» в качестве организатора специального семинара по маркетингу в области виноделия, винодельческая отрасль в стране в целом нуждается в более ясной стратегии.
«За последние 20 лет в рамках отрасли произошла определенная реструктуризация, виноделы изменили структуру своего предложения соответствующим образом, сделав его более современным и аутентичным. Однако мы должны еще много чего сделать, в частности, мы просто обязаны более активно наблюдать за рынком и вмешиваться в события на нем», - считает С. де Монмоллен.
По ее мнению, виноделы должны наконец открыть для себя науку маркетинга. «Ответственность производителя не завершается в момент завершения технологической цепочки, когда продукт готов к потреблению. Он должен больше думать о своем позиционировании на рынке и о своей идентичности. В теории виноделам все это известно, однако практика еще слишком далека от идеала».
|