Проведенное в Университете г. Невшатель исследование «Schwarzarbeit: wie es dazu kommt und wie man wieder herausfindet» («Нелегальная занятость: как она возникает и как можно от нее избавиться») было спонсировано из бюджета Швейцарского национального фонда (SNF), федеральной государственной организации, специализирующейся на поддержке перспективных научных и практических проектов.
Результаты исследования были опубликованы как раз к четырехлетию с момента принятия правительством Швейцарии пакета мер, направленных на борьбу с нелегальной занятостью. По сравнению со странами Южной и Восточной Европы Швейцария затронута проблемой незаконной занятости в гораздо меньшей степени. И, тем не менее, вот уже 20 лет как эта тема является одной из самых актуальных для швейцарского федерального и кантонального руководства.
«Нелегальный труд существовал всегда», - говорит Франсуа Айнар (François Hainard), директор Института социологии при Университете г. Невшатель и соавтор исследования, в интервью порталу swissinfo.ch. - «Однако с начала 1990-х гг. федеральный центр в стране как-то особенно озаботился своими доходами. Тоже самое можно сказать о системах социального страхования. Их финансовое положение осложнилось, и они начали особенно тщательно относиться к сбору причитающихся им средств», - подчеркивает Ф. Айнар.
При этом позиции и потенциал социального государства в этот период заметно ослабели. Это было особенно заметно на снизившихся возможностях страхования по безработице при одновременном росте числа людей, потерявших свое рабочее место. Именно этот «коктейль» и стал базовой причиной, принуждавшей к нелегальной («черной») работе даже исконных швейцарцев. Феномен нелегальной работы затрагивает, что интересно, не только такие традиционные сферы, как отели, рестораны, строительство.
Практика «черной» занятости характерна и для области так называемых «свободных» профессий в области культуры и искусства, а так же в техническо-компьютерной сфере. Широко распространена нелегальная занятость, например, в среде переводчиков, как устных, так и письменных. «Возросшая неуверенность в завтрашнем дне, более, мягко говоря, «гибкая» практика организации системы занятости в целом – все это элементы, которые, в итоге, толкают людей на пусть «черного» труда», - указывает Ф. Айнар.
В ходе сбора эмпирических данных для доклада социологи опросили целый ряд людей, в свое время прибегавших к практике нелегальной занятости. И неожиданно выяснился очень любопытный факт: в качестве своего оправдания опрошенные непропорционально часто указывали на такой фактор как «личное достоинство».
Дефинируя себя как личность только через работу (а именно таковы особенности современного развитого общества), такие люди любой ценой стремились найти любую работу – даже на нелегальных условиях. Работа, и связанное с ней «личное достоинство», были для них, в конечном итоге, важнее формального соблюдения свода законов от труде, так как такая работа давала им возможность «избежать клейма человека, получающего социальную помощь», - подчеркивает Ф. Айнар.
Кроме того, нелегальная занятость позволяет «оставаться в теме», не терять квалификации, сохранять и расширять наработанные на рынке труда связи и знакомства. Еще одним важным фактором является феномен «работающих бедных», которые, даже имея стопроцентную занятость, не способны обеспечить себе общественно признанный средний уровень жизни из-за низких зарплат. Низким в Швейцарии считается доход до 2 тыс. франков в месяц (68 тыс. российских рублей).
Поэтому такие люди стремятся найти себе приработок – часто за действующими правовыми рамками. Эта проблематика, кстати, особенно актуальна в современных условиях, так как в не столь отдаленном будущем швейцарцам предстоит решить на референдуме вопрос о целесообразности введения минимального уровня оплаты труда.
Проведенное невшательцами исследование выявило и еще одну проблему, а именно, негативное влияние растущих доходов на степень налоговой нагрузки. «Некоторые предпочитают не афишировать часть своих доходов для того, чтобы остаться в более выгодной для них налоговой категории, позволяющей, например, уплачивать более низкие страховые взносы в кассы медицинского страхования», - разъясняет Ф. Айнар.
В итоге ученые-социологи приходят к выводу, что нелегальная занятость есть явление вредное как для экономики, так и для трудящихся, однако они критически отзываются и о существующем правительственном пакете мер, направленном на борьбу с нелегальной занятостью. Этот пакет мер для них «слишком репрессивен. Он не вскрывает всех причин существования «черного труда» и не учитывает всех обстоятельств, принуждающих людей прибегать к такого рода занятости».
|