Федеральное Ведомство по равноправию (Eidgenössisches Gleichstellungsbüro) отнюдь не простаивает без работы. В казалось бы благополучной Швейцарии женщины до сих пор за равный труд получают на 18,4% меньшую зарплату.
Сильвия Дюррер, руководительница этой структуры (на фото справа), сама себя называет «Madame Egalité». Она намерена сделать все возможное и невозможное, чтобы в мире бизнеса женщины и мужчины на деле обладали равными правами и возможностями.
swissinfo.ch: Вот уже год вы возглавляете федеральное Ведомство по равноправию. Какой вывод можно сделать по прошествии этого времени?
Сильвия Дюррер (Sylvie Durrer): Ситуация неоднозначна. В области образования, например, идеи равноправия пришлись ко двору, пусть даже пока схема выбора профессии выглядит в обществе довольно однообразно. Есть прогресс в области борьбы с домашним насилием – в 2011 году мы зафиксировали по сравнению с 2010 годом сокращение количества актов насилия на три процента. И это вселяет оптимизм.
Такого рода прогресс позволил создать правовые основы, институциональные механизмы и общественные структуры, которые несут ответственность за реализацию (намеченных планов). Но мы должны оставаться бдительными и не думать, что все само собой улучшится. Например, совершенно неудовлетворительной остается ситуация в области равенства оплаты за равный труд, или что касается возможностей параллельного ведения семейной и трудовой жизни.
swissinfo.ch: Когда вас выдвинули кандидатом на Ваш нынешний пост Вы завили, что намерены вопросами равноправия заинтересовать и мужскую часть общества. Как Вы в реальности намерены добиться этого?
С.Д.: В этой области мы хотим интенсифицировать партнерство с мужским сообществом и с промышленными и предпринимательскими кругами на основе углубления взаимной коммуникации, в частности, что касается средств, выделяемых федеральным центром. Так, например, мы поддерживаем проект, в рамках которого мы хотим мотивировать мужчин становиться учителями.
Мы пытаемся так же поддерживать малые и средние предприятия (KMU). Так, в частности, мы поддерживаем на 50% проект одного транспортного предприятия, которое, вводя более гибкий график работы, хочет добиться создания условий для совмещения частной и профессиональной жизни. Принцип тут просто – удовольствие от работы ведет к повышению степени лояльности сотрудников по отношению к работодателю, а в итоге – меньшие потери рабочего времени из-за отсутствующих сотрудников.
Кроме того, мы стараемся наглядно демонстрировать негативные последствия неравенства в оплате труда. Деньги, которые недополучает женщина, могли бы быть инвестированы в поддержание семьи и брака, они могли бы стать частью страхования от безработицы или пенсионного обеспечения.
Неравенство оплаты труда становится заметным даже в случае развода. Недостающие средства приходится компенсировать мужчине, или же этот груз падает на плечи систем социального страхования, которые уже сейчас вынуждены финансово поддерживать отдельный общественный класс – матерей-одиночек. Отсюда у всех у нас есть заинтересованность в том, чтобы найти выход из этой ситуации.
swissinfo.ch: В кантоне Во размышляют над тем, чтобы начать мониторинг условий оплаты труда в компаниях и фирмах в смысле их равноправия так же, как сейчас происходит борьба против нелегальной занятости или с «зарплатным демпингом». Каково ваше мнение на сей счет?
С.Д.: Этот проект очень интересен, особенно с учетом того, что механизм контроля за системой оплаты труда должен планируется здесь законодательно встроить в так называемый «треугольник», то есть в структуры социального и профессионального партнерства представителей работодателей, профсоюзов и государства.
Как видно, кантон, следуя примеру федерального правительства, намерен найти и реализовать тут прагматическое решение. Впрочем, насколько мне известно, речь пока идет только о том, чтобы иметь возможность запустить такую систему мониторинга только в случае, если не удастся добиться быстрых и кардинальных перемен к лучшему в рамках уже имеющихся возможностей.
swissinfo.ch: В настоящее время даже среди женщин нет теперь единства мнений на предмет феминизма. Молодежь просто порой смеется над ним…
С.Д.: Это меня не удивляет. Ведь в школе с равноправием (среди учеников) особых проблем давно уже нет, поэтому женщины вдруг замечают, что в реальной жизни им приходится, зачастую, играть вторую скрипку, только с течением времени. И если они к этому моменту уже имеют семью, то часто они просто оказываются шокированными, так как подобных сложностей они просто не ожидали.
swissinfo.ch: Экономические трудности напрямую отражаются на ситуации в сфере равноправия. В кантоне Цуг, например, кантональная комиссия по вопросам равноправия была расформирована, жалоба против расформирования была отвергнута Федеральным судом в Лозанне. Не опасаетесь ли Вы регресса в области равноправия?
С.Д.: Жалоба кантона Цуг была удовлетворена не в полном объеме, если быть точным. Федеральный суд постановил, что (в кантоне) равноправие (мужчин и женщин) еще не достигнуто, и потому должны существовать институциональные механизмы (обеспечения равноправия), форма которых может меняться. Это означает, что достижение равноправия и дальше остается обязанностью (кантональных властей), и что эта обязанность ни в коей мере не снимается с повестки дня.
Интересен и тот факт, что суд в определенной степени опирался на конвенцию (ООН) против дискриминации женщин (имеется в виду Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women – CEDAW от 18 декабря 1979 года - прим. ред.), упоминая и о нашей деятельности в этой сфере.
Еще раз хочу отметить: равноправие это не только юридическая задача, это еще и вопрос политической воли, вопрос эффективного государственного управления, не говоря уже о том, что оно является очевидным экономическим козырем.
Возьмем, например, Эквадор, который уже многие годы имеет серьезные (экономические и социальные) проблемы. Несмотря на предпринимаемые меры по экономии (бюджетных расходов), в этой стране общественной политике в области равноправия все также придается очень большое значение. На это выделяются соответствующие средства. И сегодня страна имеет экономический рост в 8% в год.
Или обратимся к Исландии, которая продолжает инвестировать в равноправие (мужчин и женщин) даже несмотря на кризис, с учетом того, что главные ресурсы этой страны имеют человеческую и интеллектуальную природу. (Гендерное) равноправие и создание условий для совмещения семьи и профессии позволяют (стране) полностью использовать потенциал (этих ресурсов).
Швейцария так же относится к стране, чей основной ресурс – это человеческий интеллект. И этот интеллект, все равно, в каком теле он находится, мужском или женском, должен иметь возможность реализовать себя, как говорится, на все сто!
|