Презентация состоялась при участи так же директора Российско-швейцарского учебно-научного центра РГГУ Дмитрия Соколова, ответственного редактора журнала "Русская Швейцария" Марины Карлин, ансамбля солистов Академии под управлением Алексея Петрова "VOCADEMIA".
Уважаемый господин посол Пьер Хельг!
Уважаемый господин ректор Николай Азаров!
Уважаемые дамы и господа, друзья, гости!
Прежде всего, я хочу от всей души поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня сюда, в Академию хорового искусства имени Попова, на нашу презентацию. Пользуясь случаем, я хотел бы так же выразить благодарность всем тем, без чьей поддержки этот проект не мог бы состояться. Я благодарен ректору Университета города Фрибур господину профессору доктору Гидо Ферховену, а так же господину доктору Николя Айозу из Межфакультетского института Восточной и Центральной Европы при фрибургском Университете за их активное участие в этом проекте и за поддержку его реализации.
Слова благодарности я хотел бы обратить в адрес ректора РГГУ, профессора, член-корреспондента Российской Академии Наук, доктора исторических наук Ефима Пивовара, директора Российско-Швейцарского учебно-научного центра при РГГУ Дмитрия Соколова, посла России в Швейцарии Игоря Братчикова, консула России в Швейцарии Константина Нефедова, главного редактора журнала «Русская Швейцария» Александра Песке, присутствующей здесь несмотря на свою занятость ответственного редактора журнала и директора издательства «Русская Швейцария АГ» Марины Карлин из Цюриха, атташе по культуре посольства Швейцарии в России Кристины Хонеггер-Золотухин, ее заместителя Елены Наумовой.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить госпоже Наталии Кемпер-Бакши. Большое спасибо за ряд ценных замечаний хотелось бы сказать журналисту газеты «Московский Комсомолец» Михаилу Верному, а так же директору швейцарского информационно-аналитического портала swissinfo.ch. Петеру Шибли. Искреннюю благодарность выражаю Николаю Азарову, ректору российской Академии хорового искусства имени Попова, и моей супруге, проректору этой Академии по концертной работе Елене Щаповой, которая была одной из первых критических читательниц предлагаемой книги.
Отдельно хотелось бы поблагодарить моих родителей, Юлию Федоровну и Алексея Алексеевича за их поддержку и искренний интерес к проекту.
За отведенное время хотелось бы выделить некоторые аспекты, которые представляются достаточно важными. Затем будет возможность задать вопросы. Книга в какой-то степени завершает вышедшие в 2006 году «Очерки истории Швейцарии», но ее, разумеется, можно читать отдельно. В основе книги лежит «нарративный» принцип, то есть принцип «рассказа», повествования. Предпосланный книге подзаголовок «курс лекций» не должен вводить в заблуждение. Меньше всего я хотел, чтобы читатель, подобно герою известного советского сериала «Большая перемена», засыпал над книгой, твердя раз за разом: «В середине 19-го века Швейцария была аграрной страной… аграрной страной». Была сделана попытка построить книгу как некий рассказ о «приключениях идей» и о «парадоксах социальной практики».
Целью было показать, насколько интересна Швейцария в качестве объекта научных и культурных изысканий. При этом использованное в заголовке понятие «Введение» играет двойную роль. С одной стороны, это означает, что к любому явлению можно начать приближаться, но до конца его все равно понять будет невозможно – движение, таким образом, в этой книге, есть самое главное! С другой стороны, это понятие – «Введение» - дает определенную свободу рук. Появляется возможность эксперимента, который опирается на простую двойную схему: теория дополняется практическими экскурсами, а экскурсы оттеняют теорию. Это позволяет перекинуть мост от историко-социологической науки к живой, еще не застывшей, реальности.
Таким образом, эта книга находится как бы в поиске своего объекта повествования, но так же и в поиске собственного жанра. Снабжая читателя минимальным научным аппаратом, она позволяет ему самому отправиться в плавание, самостоятельно приступить к процессу познания, при том понимании, что для этого следует приложить некоторое умственное усилие. Эта книга рассчитана как раз на читателя, который способен на это. Книга пытается, насколько это только возможно, облегчить ему жизнь и заинтересовать его историями и событиями, которыми полна Швейцария. Это страна, в которой ничего не происходит? Да ничего подобного!
В ней происходит очень многое, там имеет место масса событий, там накоплен опыт, который, как принято говорить, непереносим на любую другую почву. Но так ли это? Хотелось бы указать на три аспекта, во многом опровергающих этот тезис. В конечном итоге, книги по страноведению и пишутся для того, чтобы посмотреть на себя со стороны и собрать уникальный мировой опыт.
Первое. В Швейцарии в последние годы и месяцы произошло множество событий, и за многими из них, при всей ее актуальности, данная книга уже не поспела. Имеется в виду, например, отставка Филиппа Хильдебранда, главы Национального (Центрального) банка Швейцарии. Это замечательная в каком-то смысле история, которая демонстрирует две вещи. Во-первых, политическая жизнь Швейцарии, да, как и любой другой страны, далека от идиллии. Книга как раз далека о взгляда через розовые очки. Во-вторых, и тут Швейцария во многом впереди планеты всей, здесь чрезвычайно развит институт личной репутации политика и высокопоставленного чиновника.
Личная репутация является важнейшим регулятивом, без которого невозможны ни инновация, ни модернизация, ни вообще нормальное функционирование страны и общества, невозможно формирование современной политической культуры. И этот швейцарский опыт вполне переносим на российскую почву. Более того, в последние месяцы, недели и дни процесс формирования института личной репутации в России развивается с огромным ускорением параллельно с возрождением истинного гражданского общества.
Второе. В любом современном процветающем и развитом государстве мы видим наличие обязательной дуальной общественной системы, состоящей из «общественного блага» с одной стороны и «частного блага» с другой стороны. «Общественное благо» - это тот идеал, на который ориентируется общество как социальное единство, как исторический организм. «Частное благо» - это сумма, упрощенно говоря, «частных эгоизмов» каждого. Понятно, что первое и второе не всегда совпадают.
Любое общество стоит перед задачей сведения этих двух частей системы к некоему общему знаменателю. Этот процесс носит постоянный характер. Он имеет большую ценность, нежели его результат, будучи школой формирования общих и частных интересов. Результат же, то есть тот самый достигнутый общий знаменатель – это некий моментальный снимок с очень недолгим сроком действия, ведь сама жизнь постоянно меняется. Скажем, общественным благом является система образования. А народ в сумме своих «частных эгоизмов» скорее выступил бы, условно говоря, за строительство нового пивзавода. Поэтому необходима структура, которая бы привела эти желания и идеалы к единому знаменателю, но так, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Такая структура есть, и она называется парламент.
Принимая законы, он налаживает мосты между «эгоизмом» и «идеалами» в целях достижения всеобщего благосостояния и общественной свободы, ставя преграду на пути неограниченной единоличной власти. Швейцария является «парадным примером» того, как можно формулировать задачи, и как можно потом искать решения этих задач, прагматично, но при этом с готовностью к компромиссу. Именно поэтому в книге относительно много места уделено работе швейцарского парламента.
Россия в последние 20 лет поставила на себе очередной эксперимент, задавшись вопросом, что получится, если отменить «общественное благо» как научное понятие и как социальную практику. В посткоммунистической России «res publica» или сфера общественного идеала были во многом демонтированы. Место «res publica» заняли деньги как всеобщий принцип и абсолютная цель. Швейцария демонстрирует замечательный пример четкого понимания, что человеческая жизнь не есть только потребление и зарабатывание денег. Именно поэтому регулярно на референдумах в том или ином кантоне граждане выступают против того, чтобы, например, продлевать время работы магазинов или, и того хуже, делать супермаркеты круглосуточными.
Швейцарский опыт показывает, что алчность, коррупция и банальное воровство не эквивалентны предпринимательской хватке и изобретательности. Представляется, что закрытые по выходным супермаркеты, верховенство закона, истинный федерализм, развитый партийный парламентаризм, прямая демократия с одной стороны, - и одна из самых конкурентоспособных и либеральных экономик мира с другой стороны, - взаимообусловлены самым прямым и непосредственным образом.
Примечателен в этой связи прошедший в Швейцарии буквально пять дней назад 11 марта очередной референдум. В частности, очень небольшим, но все-таки большинством в пятьдесят целых и 63 сотых % голосов народ принял законодательную гражданскую инициативу, ограничивающую застройку горных регионов объектами туристической инфраструктуры. При этом идея возвращения фиксированных цен на книги не имела у избирателей ни единого шанса. Очевидное большинство в 56,10% избирателей ее отвергло. То есть мы видим, как избиратель одновременно ограничивает свободу рынка там, где она может нанести вред такому дефицитному в Швейцарии ресурсу, как природа и свободное пространство. Но при этом он не ставит палки в колеса либеральному рынку там, где, по его мнению, можно обеспечить более низкие цены на книги. Это – пример того, как швейцарский избиратель руководствуется не только корыстью и эгоизмом, но и интересами общественного блага. Если бы это было не так, то 11 марта он, - избиратель, - принял бы решение о повсеместном введении 6-недельного оплачиваемого отпуска. Но этого не произошло, против таких длительных каникул выступили 66,5% избирателей.
Третье. Репутация как социальный и политический регулятив, равно как и «общественное благо», не могут существовать в безвоздушном пространстве. Им нужен, как принято говорить в социальной науке, «контейнер», или рамки объективного исторического существования. И в этом отношении Швейцария действительно обладает уникальным опытом, связанным, прежде всего, с ролью кантонов. В представляемой книге предпринята попытка показать, что незыблемость кантонов, в том числе и территориальная, их историческая легитимность, их правовая, финансовая, экономическая автономия, являются главной опорой существования Швейцарии.
Политическая система, построенная снизу вверх, свобода субъектов федерации и ответственность этих же самых субъектов за судьбы всей страны, принцип политической нации (Willensnation), опирающийся на общественный идеал единства во многообразии, реальное верховенство закона, механизмы прямой демократии – все это и составляет в итоге столь на первый взгляд свободную, но с другой стороны, парадоксальным образом, столь жесткую в своей гибкости систему под названием Швейцарская Конфедерация.
В кантонах человек реализует себя не только как потребитель во всех смыслах этого слова, но и как человек культурный и социальный, человек духовно-религиозный, человек творческий, человек предпринимательский, человек, ответственный за окружающую природу. Коррупции в таких условиях места просто нет. Почему это важно? Мировой финансовый и промышленный кризис показал, что абстрактного «хомо экономикуса» не существует. В каждую минуту своего бытия человек представляет собой сумму всех своих качеств и свойств. Швейцарские кантоны как раз обеспечивают такого рода единство, причем не просто на страницах книг и философских эссе, а в реальной исторической и социальной практике. Именно кантон и община выступают в Швейцарии «контейнером» инновации и модернизации.
Опыт швейцарских кантонов напрямую непереносим на почву России. Однако и тут можно сделать очевидный вывод. Будущее России находится в ее регионах, причем в регионах политически свободных, самостоятельных в финансовом и налоговом смысле, остающихся в составе федерации, прежде всего потому, что провозглашенные ею, федерацией, идеалы общественного блага и гражданской свободы позволяют им, регионам, быть едиными и процветающими настолько же, насколько все они разнообразны. Это и есть та самая «швейцарская микстура», которая может помочь от «голландской болезни»!
Подчас мне приходится даже от людей, никогда не бывавших в Швейцарии слышать категоричное: «Там очень скучно». Когда я пытаюсь выяснить, что такое в их понимании «скука», и что могло бы быть в таком случае «весельем», я понимаю, что речь идет как раз о реальном господстве правового самосознания в повседневной жизни. Иногда это приводит к интересным искажениям. Недавно, если я не ошибаюсь, британский премьер-министр убеждал своих банкиров не переезжать в Швейцарию, пугая их тем, что там, де, нельзя пользоваться ванными и туалетными комнатами после 22.00 часов.
Уважаемый политик просто, наверное, не знал, что в Швейцарии все урегулировано по-разному, в зависимости от кантона, что в Швейцарии, как говорится, «alles ist von Kanton zu Kanton verschieden». Да и в отсутствии здравого смысла швейцарцев отнюдь упрекнуть нельзя. Но в чем он совершенно прав, так это в том, что верховенство единого для всех права является в этой стране реальностью. Наверное, это «скучно», но «весельем» здесь может быть только произвол, в том числе судебный, и общественная несвобода. А она, как известно, хуже, чем свобода. По крайней мере, меня в этом работа над данной книгой убедила целиком и полностью.
Спасибо за внимание, готов ответить на возникшие вопросы!
|