News
26.03.2012

Берн будет развивать экономику

Берн, это, наверное, самый необычный город Швейцарии, с лица «необщим выраженьем». Если Цюрих похож на недоделанный немецкий город, а Женева – на провинциальный французский город, то Берн – это единственный город Конфедерации, который не похож ни на что. Недаром его Старый Центр занесен в Список культурного наследия ЮНЕСКО. А еще это действительно уютный и человечный город, в котором все делается для комфорта горожан.

Одновременно в городе расположены федеральные парламент и правительство, а так же большая часть федеральных министерств и ведомств. Это делает Берн политическим центром Швейцарии, хотя, вопреки распространенному заблуждению, официальной столицей всей Конфедерации Берн не является. В Федеральной Конституции об этом так же нет ни слова. Так или иначе, политических лавров городу хватает, а вот с экономической точки зрения он далеко в последние годы отстал от того же Цюриха или Базеля.

«Динамизация экономической жизни Бернской агломерации», - такова, поэтому цель недавно основанного промышленно-общественного объединения «Verein Hauptstadtregion Schweiz», членами которого являются пять центральных кантонов Швейцарии. Нельзя сказать, что попытки придать ускорение экономике этого региона не предпринимались и в прошлом. Несколько лет назад лоббистская организация, представлявшая интересы региона «Espace Mittelland», и так же состоявшая из представителей пяти кантонов, уже выдвинула программу промышленных «перестройки и ускорения» Берна, а так же улучшения его имиджа как за рубежом, так и в самой стране. Результатов пока особых тут заметно не было.

В 2010 году с похожей программой выступило объединение с громким названием «Greater Geneva Bern Area», в котором участвовали и шесть франкоязычных швейцарских кантонов. Успеха не удалось добиться и здесь. И вот теперь очередную попытку продвинуть Берн и его окрестности в экономическом и политическом отношении предпринимает объединение «Verein Hauptstadtregion Schweiz». Ведущую роль в нем, что понятно, будут играть город и кантон Берн, однако участие в нем будут принимать такие города, как Ла-Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), регион Трех Озер вокруг города Биль/Бьен, а так же кантон Вале.

Проблемы, перед которым стоит объединение, весьма серьезны. Во-первых, на сегодняшний день Берн не является брендом, известным в стране или тем более за рубежом и связанным с какими-то выдающимися особенностями экономического, туристического или иного характера. Исключением, скорее подтверждающим правило, является туристический бренд Бернского Нагорья (Berner Oberland), концентрирующий свою деятельность на продвижении трех горных вершин Айгер (Eiger), Мёнхь (Mönch) и Юнгфрау (Jungfrau). Проблема состоит в том, что здесь на первом плане стоит не сам берн, а окружающие его регионы вокруг городов Гриндельвальд или Гштаад.

Во-вторых, свою роль играет промышленная конкуренция со стороны таких мощных метрополий, как Цюрих и Женева. В-третьих, как считает Даниэль Мюллер-Йенч (Daniel Müller-Jentsch) из близкого объединениям работодателей института «Avenir Suisse», проблемы бернского региона начинаются уже на уровне численности населения. «Цюриху и Женеве в последние годы удалось привлечь множество людей из-за рубежа, рост населения этих кантонов происходит темпом, который на 50% выше среднего по стране темпа роста населения. По этому показателю Берн, и кстати Базель тоже, находятся гораздо ниже среднего темпа роста».

«Международные концерны и мигранты из-за рубежа в меньшей степени обращают внимание на Берн, стремясь сразу в Цюрих иди Женеву», - указывает Даниэль Мюллер-Йенч. Происходит это, по его мнению, из-за отсутствия в регионе крупного международного аэропорта. Цюрих, Женева и Базель как раз такие воздушные гавани имеют. Бернской промышленности не хватает роста, наверное, еще и потому, что регион этот носит на себе отпечаток государственного чиновничества, - считает он. Этот тезис разделяет и Хайке Майер (Heike Mayer), профессор экономической географии Университета г. Берн. По поручению нового объединения «Verein Hauptstadtregion Schweiz» она проводит сейчас анализ экономического потенциала региона Большого Берна.

«В регионе существует стабильная промышленость, потому что правительство создает здесь стабильные условия занятости в форме долгосрочных трудовых соглашений», - говорит Х. Майер. Здесь существует неплохая комбинация малых и средних предприятий, но дух предпринимательства выражен здесь куда слабее, чем в других регионах». По сравнению с другими столицами Берн выглядит в экономическом смысле в целом неплохо. И все-таки с Вашингтоном, Оттавой, Веной, Брюсселем или Канберрой тягаться ему не приходится. Ведь эти города, исполняя столичные функции, что гарантирует им определенную степень стабильности, преследуют еще и тщательно проработанную стратегию диверсификации и расширения своего промышленного потенциала.

В центре этой стратегии стоит не экономика распила нефтяных денег, а предприятия малого и среднего формата, опирающиеся на потенциал знаний и инноваций. «Это позволяет данным городам предпринимать шаги в сторону расширения их промышленного базиса», - говорит Х. Майер. Ее совет прост и сложен одновременно: Берн должен в будущем стать центром, где идет поиск решений проблем стратегического характера. Достичь этого можно только укреплением роли города в качестве площадки для общественных дебатов и переговоров. А для этого, в свою очередь, Берн должен создать и развить инфраструктуру для проведения конференций и конгрессов самого высокого уровня.

Даниэль Мюллер-Йенч из «Avenir Suisse» советует Берну искать и находить свои уникальные ниши. По его мнению, именно такую политику и проводят те же Цюрих и Женева, концентрируясь соответственно на финансовом секторе и на роли столицы для международных концернов. У Берна тоже есть свои уникальные плюсы, к которым относятся как федеральные органы власти, так и предприятия и фирмы в сфере услуг, дополняющие деятельность властей.

«Очень важно развивать именно такой симбиоз, поскольку односторонняя концентрация только на политических структурах была бы на дальнюю перспективу просто опасной», - считает он. К другим плюсам Берна относятся небольшие расстояния в городе в паре с прекрасно и разумно развитой системой транспорта, как общественного, так и личного. Кроме того, Цюрих и Женева давно уже стали жертвами собственного успеха, столкнувшись, например с дороговизной и недостатком жилья, а так же с транспортной системой, балансирующей на грани коллапса.

Берн с такими проблемами пока не знаком и это надо использовать. Особенно с учетом центрального положения города в стране. Все вышеупомянутые плюсы могли бы превратить Берн в приятную альтернативу традиционным промышленным метрополиям.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version