Томас Йордан (Thomas Jordan), вице-президент и временный (пока) президент Швейцарского национального (центрального) банка (SNB), выступил на этой неделе в очередной раз перед прессой в защиту банка и указал, что сомнения в его политике в области обменного курса франка «не имеет под собой никаких оснований».
Т. Йордан подтвердил, что SNB и дальше будет закупать иностранную валюту в объеме, необходимом для того, чтобы удержать обменный курс франк-евро в заявленном коридоре. Он подтвердил также, что швейцарский франк остается до сих пор «слишком дорогим».
Политика SNB, направленная на поддержание заявленного курса франка отличается осторожностью, с тем, чтобы избежать излишних спекуляций на судьбе франка. Для этого банк либо использует деньги, полученные от продажи, например, золота, либо – просто запускает печатный станок.
В пятницу 6 апреля SNB опубликовал очередной отчет о состоянии своих валютных резервов. По этим данным на 31 марта 2012 г. «в закромах» банка находилось иностранных денежных средств на сумму в 237 миллиардов 20 миллионов франков, что на 10 миллиардов больше, чем в феврале.
Это заявление высокопоставленного банкира последовало после того, как 5 апреля за евро вдруг впервые дали 1,19 франка. Впервые за семь месяцев с момента введения валютного коридора показатели обменного курса франк-евро опустились ниже предписанных 1,20 франка за евро. Одной из причин этого, как говорят некоторые аналитики, стали колебания рынка в связи с сомнениями в экономических перспективах Испании.
На прошлой неделе в некоторых СМИ, например, в журнале Finanz und Wirtschaft, содержалась критика в адрес SNB, поскольку он, де, позволил себе отправиться на пасхальные каникулы в разгар кризиса. Но в то время как одни критикуют политику ЦБ как недостаточную, другие указывают, что SNB уж очень сильно перестраховывается. Такой позиции придерживается МВФ (Internationale Währungsfond), который советует Швейцарии вернуться к свободному обменному курсу франка, добавляя, правда, «как только позволит экономическая ситуация».
Нужно ли в самом деле сделать это и отметить «обменный коридор»? Жанвилем Акет (Janwillem C . Acket), главный экономист отдела исследования мировой промышленной конъюнктуры банка Julius Baer отметил в интервью порталу swissinfo.ch, что успешность проводимой до последнего момента монетарной политики подтверждается фактом очевидной стабильности швейцарской экономики, успешно сопротивляющейся стагнационным тенденциям.
«Эта (политика) позволяет швейцарским фирмам работать в условиях большей стабильности и плановой уверенности. Отказаться от нее сейчас значило бы больше проиграть, чем выиграть».
Ян-Эгберт Штурм (Jan-Egbert Sturm), директор Института исследования промышленной конъюнктуры при Цюрихской ВТШ (KOF), придерживается похожего мнения. По его мнению, изменение курса ЦЮ в монетарной сфере привело бы к росту степени неуверенности на рынке. «Пока невозможно предсказать, как рынки отреагировали бы на отмену фиксированного обменного курса франк-евро. Не исключено, что курс остался бы на уровне 1,20, но не исключено также, что какие-нибудь негативные тенденции из еврозоны сыграли бы против франка», - считает он.
Эти оценки разделяет и министр экономики Швейцарии федеральный советник Иоганн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann). В конце марта он заявил в интервью швейцарскому телевидению, что «отмена фиксированного обменного курса имела бы для страны драматические последствия». Бывший предприниматель даже пошел еще дальше, указав, что он приветствовал бы курс франка на уровне 1,35 - 1,40 франка за евро.
|