Для начала – случай из жизни. Пару недель назад собрание общины Гранкур (Grandcour) что в кантоне Во за закрытыми дверями обсуждало два совершенно специальных финансовых вопроса – без присутствия журналистов. В целом ничего особенного, и все-таки, в эпоху социальных медиа типа Фейсбук и Викиликс, когда прозрачность стала не просто требованием, а неотъемлемой частью работы журналиста, такая закрытость выглядит несколько странно.
Законодательство кантона Во допускает такие обсуждения в отсутствие прессы. Однако интересы общественного блага заставляют иметь полную информацию обо всех решениях, принимаемых, в том числе, органами власти. А в этом случае такой полноты информации обеспечено не было. «Нельзя сказать. что в Швейцарии такое происходит регулярно, однако все-таки следует признать наличие тенденции обсуждать слишком уж щекотливые вопросы преимущественно за закрытыми дверями», - говорит Доминик фон Бург (Dominique von Burg), председатель Швейцарского совета по делам прессы (Präsident des schweizerischen Presserats).
Еще совсем недавно, в 2006 году, то есть в момент вступления в свою законную силу в Швейцарии федерального Закона о свободе информации (Informationsfreiheitsgesetz), который предписывал властям в обязательном порядке обнародовать всю общественно важную информацию, в стране среди чиновников скорее доминировал знакомый принцип «держать и не пущать». Сокрытие информации было нормой, ее открытие – скорее редким исключением. Парламент перевернул ситуацию на 180 градусов и обязал теперь органы власти доказывать, почему та или иная информация не может быть предана всеобщей огласке.
Тем самым не только журналисты, но и все граждане в целом получили возможность дополнительного доступа к любой информации и к любым документам, рождающимся в недрах государственных органов власти федерального уровня. В большинстве кантонов такого рода режим действовал уже давно. Однако как говорит Д. Фон Бург, ситуацию до сих пор нельзя назвать идеальной. «Пусть даже у нас есть замечательные законы об информационной прозрачности, мы все еще далеки от полной реализации принципа «разрешено то, что не запрещено», - говорит он в интервью порталу swissinfo.ch. - «А между тем опубликованию должно подлежать все, что не является тайной на основании бесспорных и веских причин».
Поэтому, считает он, необходимо предпринять дополнительные шаги в сторону увеличения степени информационной прозрачности государственных органов власти. В качестве примера он привел кантон Женева, где такие шаги необходимо было бы предпринять в первую очередь. «Там никто из граждан толком не знает, где он может какие получить документы. Очень сложно требовать информацию, не зная, что она вообще существует».
По мнению Михаэля Швери (Michel Schweri), представителя швейцарской секции международной неправительственной организации «Репортеры без границ», многие страны, даже имея законы об информационной транспарентности, не всегда корректно реализуют их на практике. «Эти законы приняты совсем недавно, и чиновники еще не привыкли к необходимости учитывать и соблюдать их».
Это мнение разделяет и бюро Уполномоченного швейцарского правительства по вопросам защиты информации и работы с общественностью (Büro des Eidgenössischen Datenschutz- und Öffentlichkeitsbeauftragten - EDÖB). Роль этой структуры заключается в том, чтобы выступать посредником в конфликтных ситуациях, возникающих в случае, если власти отвергают какое-либо ходатайство о предоставлении той или иной информации. Причем здесь подчеркивают, что деятельность EDÖB еще не отражает на 100 процентов объема данной проблематики, ведь в бюро поступает отнюдь не вся информация о запросах и отказах удовлетворить эти запросы.
И, тем не менее, цифры, которыми обладает EDÖB, оказываются довольно впечатляющими. За последний год число обращений к органам власти с заявлениями о получении той или иной информации возросло в два раза, равно как похожим образом возросло, до 60-ти, и число обращений к EDÖB с просьбами о посредничестве к конфликтных ситуациях. Однако в связи с нехваткой рабочих рук обработать пока удалось только половину этих запросов. Как правило, EDÖB рекомендует соответствующим инстанциям пойти навстречу заявителям и предоставить в их распоряжение больше релевантной информации.
По данным сайта Öffentlichkeitsgesetz.ch, который выступает за увеличение степени прозрачности государственных органов власти, самыми распространенными темами, по которым власти чаще всего отказываются выдавать информацию, являются такие вопросы, как, например, возникновение конфликтов интересов на госслужбе, или данные по ядерной безопасности страны. Впрочем, как ни парадоксально, существует еще и проблема переизбытка информации, который так же выступает серьезным препятствием на пути полной информационной транспарентности.
«Понятно, что в последние годы объемы информации и интенсивность коммуникации серьезно возросли», - разъясняет Д. фон Бург, - «Все кому не лень считают себя обязанными иметь позитивный имидж в прессе. Поэтому, с одной стороны, существует слишком много информации, а с другой – информации всегда не хватает. Эта тенденция наблюдается не только в Швейцарии, она характерна для всего мира».
По мнению Урса Тальманна (Urs Thalmann), генерального секретаря Швейцарского профессионального союза работников СМИ «Impressum», очень часто, вольно или невольно, связи с общественностью путаются с транспарентностью. «Журналистов становится все меньше, и все больше – экспертов в области коммуникации, которые работают как общественном, так и в частном секторах», - заявил он в интервью агентству swissinfo.ch.
«Не случайно существует потребность в том, чтобы журналисты были в состоянии корректно передавать дальше полученную ими информацию. Но задачи PR-отделов фирм и концернов совершенно не совпадают с задачами, стоящими перед СМИ. При этом у журналистов остается чем дальше, тем меньше времени внимательно проанализировать информацию, уже разжеванную для них профессиональными пиарщиками».
У. Тальманн не единственный, кто обращает внимание на проблему нехватки времени. По данным Оливера Войрола (Olivier Voirol), социолога, преподающего в университетах Лозанны и Франкфурта-на-Майне, поток информации ведет к тому, что журналистам становится все труднее «фильтровать» этот поток, выделяя из него самое главное и контактируя с основными действующими лицами с целью прояснения сложных вопросов.
«Почти никто больше не ведет журналистских расследований, как это было раньше, перепроверка источников почти что прекращена, и все потому, что журналист подчас просто тонет в информации», - указывает он. – «А это ведет к тому, что многие мнения просто не учитываются, а те, кто способен наговорить много и не о чем, как правило, блокируют все основные существующие коммуникационные каналы».
Есть ли выход? У. Тальман предлагает просто… переставить часы назад. Журналисты должны совершенно старомодно больше проводить времени за расследованиями и уточнениями. Однако особым оптимизмом он не пылает. «Такого рода журналистика не имеет под собой соответствующего экономического и финансового базиса», - говорит он, - «У СМИ либо нет соответствующих средств, или деньги есть, но нет охоты инвестировать их в сферу инвестигативного журнализма. И вряд ли тут что-то в ближайшее время изменится».
«Все крупные швейцарские медийные концерны преследуют только одну цель – прибыль, в то время как качество публикуемой информации находится для них скорее на втором месте. А поскольку конкуренции особой они не ощущают, нет у них и соответствующей мотивации что-либо менять».
Многие издательства в Швейцарии в прошлом уже не раз говорили о том, что они «намерены защитить и поддержать качественную журналистику. Однако такие требования выполнимы только в специальных рамочных условиях, которые позволяли бы сделать качественную журналистику рентабельной. К таким условиям относится, в частности, улучшение ситуации в сфере защиты авторских прав», - подчеркивает У. Тальман.
|