Туризм в Швейцарии расширяет свою географию, но особого роста в этой отрасли отметить сейчас нельзя. Причина, не в последнюю очередь, заключается в том, что в последние 30 лет в стране активно строились частные каникулярные апартаменты, а вот число гостиничных койко-мест стабильно сокращалось. Одновременно росло среднее число номеров в одном отеле. Само по себе это не плохо, однако этого все еще не достаточно.
«Большое число малых и средних отелей – вот в чем заключается основная проблема швейцарской отельной отрасли», - считает в интервью порталу swissinfo.ch Хайнц Верле (Heinz Wehrle), шеф швейцарского филиала консалтинговой компании «Horwath HTL», консультирующей по всему миру предприятия в отельной, туристической и рекреационной отраслях.
«В соответствии с международными стандартами принято считать, что рентабельным становится отель размером от 100 номеров, однако в Швейцарии средняя величина отелей составляет едва ли половину от этого показателя. В 1992 году эта величина составляла 42 номера, к 2009 года она подросла до 50, исходя, грубо говоря, из двух коек на один номер». Во многом именно это обстоятельство является основной причиной, по которой инвесторы не столь охотно вкладываются в отельную отрасль Швейцарии.
«Международные инвесторы не спешат вкладывать миллион в отель типа «Alpenrose» или два миллиона в гостиницу «Goldener Löwe», просто потому, что, во-первых, каким бы ни был проект, в один миллион или в 100, инвестор должен прикладывать одинаково серьезные усилия для подготовки проекта, а во-вторых, потому, что один проект в 100 миллионов приносит в 100 раз больше выручки, нежели 100 проектов по одному миллиону», - объясняет Верле эту нехитрую экономику. - «Именно поэтому мало находится инвесторов, готовых поддержать мелкие и средние проекты, особенно когда в их распоряжении в качестве альтернативы находятся крупные проекты».
«В смысле модернизации в отельной отрасли Швейцарии существует огромное отставание», - говорит Сюзанна Даксельхоффер (Susanne Daxelhoffer), пресс-секретарь межотраслевого объединения hotelleriesuisse. Период роста, характерный для времени с 2005 по 2008 гг., давно прошел. В 2008 г. общий объем строительных проектов в отельной отрасли Конфедерации едва достиг одного миллиарда франков.
«Парадоксально, но по сравнению с другими странами в отельную отрасль Швейцарии вкладываются довольно хорошие деньги. Но вся проблема состоит в том, что большая их часть приходится на отдельные громкие проекты, такие, как реконструкция знаменитого цюрихского отеля «Grand Hotel Dolder», комплекса «Rocks Resort» в городе Лаакс (Laax) или отеля «Walensee Resort» в городе Унтертерцен (Unterterzen).
Хайнц Верле с легкостью продолжает этот список. Проект египетского инвестора Сами Савири в Андермате (3 тыс. коек) оценивается в 1,5 миллиарда франков. Комплексы «Thermes Parc-Les Bains de Val d'Illiez» и «Village Royal Aminona» в городе Молленс (Mollens) обойдутся каждый в сумму по 400 миллионов, проект комплекса «Suvretta Vision 205» в Санкт-Морице стоит 300 миллионов – сравнимо с отелем «Bürgenstock Hotels und Resorts» около Люцерна с его 500 койками. Средние и малые отели остаются в стороне от этого «золотого дождя» и вынуждены вкладывать в модернизацию свою же оперативную прибыль, - указывает Сюзанна Даксельхоффер. Однако в последнее время этот источник начинает заметно пересыхать – из-за слишком сильного швейцарского франка и по причине сокращения потока иностранных туристов.
Х. Верле указывает на то, что «отель – это не просто некое любительское предприятие, это объект недвижимости, который должен служить производственным целям и приносить четко предсказуемую прибыль. Тем самым отель как цель использования объекта недвижимости получает конкуренцию со стороны других возможных вариантов его использования, например, в качестве торгового, делового центра или доходного дома. Пенсионные кассы, будучи инвесторами и владельцами объектов, все чаще требуют от пользователей этих объектов профессионального управления, эффективного менеджмента и предсказуемой прибыли».
С другой стороны, по его словам, в отрасли, как принято говорить, существует множество отелей-«зомби». Речь идет об объектах, владельцы которых отказываются признать факт своего банкротства. Вместо этого они медленно, но верно снижают цены, а параллельно ими снижается и уровень и качество услуг. Тем самым в рамках отельной отрасли можно очень часто встретить такие «гнилые» объекты, которые только портят общую ситуацию по экономике, в частности, оказывая ценовое давление на услуги более качественных отелей и гостиниц.
С этой точки зрения многие эксперты даже приветствуют снижение в Швейцарии числа отелей. Их обоснование: ведь «чистка» отрасли происходит, прежде всего, как раз на уровне 1-2-звездных заведений, то есть там, где доминируют малые и средние предприятия. Свою роль играет здесь и Швейцарское общество отельного кредита (Schweizerische Gesellschaft für Hotelkredit - SGH). От решения этой структуры относительно того, помогать ли с финансированием тем или иным отелям, особенно в период высокого сезона, часто зависит судьба этих гостиниц.
SGH, имея статус общественно-правового института, предоставляет отелям выгодные кредиты на основании федерального Закона о поддержке отельной промышленности от 20 июня 2003 г. (Bundesgesetz über die Förderung der Beherbergungswirtschaft vom 20. Juni 2003). Являясь по сути венчурным фондом (предоставляя рисковый капитал), SGH перекидывает мост между недостаточным самофинансированием и классическим банковским кредитованием.
Услуги SGH очень востребованы, равно как не спадает спрос на квалифицированные консультационные и экспертные услуги. «Наряду с необходимостью обеспечивать регулярный ремонт объектов необходимыми становятся и инвестиции в новые концепции ведения отельного бизнеса, включая и проекты межотраслевой кооперации», - говорится в правоустанавливающих документах SGH.
Концепция производственного развития и планы межотраслевой кооперации – это сейчас в отельной сфере самые актуальные направления. Но не стоит забывать и такую вещь, как «бренд-менеджмент»: «Вне зависимости от структурных реформ, только 13% швейцарских отелей имеют собственный узнаваемый бренд или принадлежат к сети с таким брендом», - сожалеет Х. Верле. - «Такие отели, как правило, относятся к крупным предприятиям, и именно тут находится еще один крупный недостаток швейцарской отельной отрасли.
Инвестор не хочет вкладывать деньги просто в какую-то там механическую реконструкцию стен, или, говоря на компьютерном языке, он не хочет просто финансировать «железо». Он хочет иметь еще и возможность развивать «софт» или так называемые «мягкие факторы», такие, как узнаваемый бренд, который ведет, в свою очередь к росту лояльности клиентов.
Приходится признать, что доступ одновременно к «железу» и «софту» предоставляют пока только крупные сетевые гостиницы. Гости из Китая, Индии и прочих развивающихся стран не знают отелей марки «Alpenrose» или «Goldener Löwe», зато им известны такие бренды, как «Marriott», «Hilton» или «Best Western». И с этим приходится только смириться».
|