«Земельные выставки» или Выставки достижений народного хозяйства – это одна из особенностей Швейцарии. Они в какой-то степени играют роль своего рода мгновенной демонстрации и фиксации духовного и душевного состояния страны. В какой-то степени вполне логично, что Швейцария каждые 25-30 лет проводит как бы сеанс коллективного самопознания и общественной пере- и самопроверки», - говорит профессор политической философии Георг Колер (Georg Kohler) в разговоре с порталом swissinfo.ch.
По его словам, Швейцария «состоит из областей, весьма различающихся друг от друга по своим культурным, языковым и географическим свойствам. Поэтому задача сохранения единства нации требует регулярно со всей откровенностью ставить вопрос о том, что же держит нас вместе, как нам на очередном новом этапе истории удается сохранять предпосылки для существования столь с культурной точки зрения хрупкой швейцарской идентичности. Такие вопросы страна ставит перед собой регулярно с середины – второй половины 19-го века».
«После падения Берлинской стены образ Швейцарии и ее самовосприятие как нейтральной, вооруженной, и все-таки принадлежащей к развитому Западу страны во многом было уничтожено», - указывает Г. Колер. - «Такое самосознание, хорошо функционировавшее в период между 1945 и 1990 гг., больше не встраивалось в мир, возникший после (мирных революций 1989-1990 гг.)». В этих условиях проведение Земельной выставки было очень важным делом, «поскольку процесс, в рамках которого, в период с 1990 года, Швейцария пытается изобрести себя заново, был далеко не завершен».
В начале того, что потом стало выставкой EXPO.02, стояло желание подчеркнуть и усилить именно национальное сплочение страны. В начале 1990-х г. парламент, если кто забыл, принял принципиальное решение о проведении Земельной выставки в 1998 году, к 150-летию со дня основания современного швейцарского государства.
А ведь незадолго до этого немецкая Швейцария «переголосовала» французскую часть страны и сделала невозможным вступление Швейцарии в Европейское экономическое пространство (EWR). Тогда же национальный авиаперевозчик прекратил выполнять полеты на дальние расстояния из Женевы, а в кантоне Цюрих началась дискуссия о целесообразности заменить французский язык английским в качестве первого иностранного языка для школьников. Все это привело к значительной напряженности между двумя важнейшими языковыми и культурными регионами страны. Необходимо было сделать что-то, чтобы преодолеть накопившийся конфликтный потенциал.
Открытию выставки EXPO.02 предшествовали многолетние скандалы, дискуссии и противоречия. Дата открытия выставки много раз переносилась. Произошли кадровые перемены среди тех, кто отвечал за художественную концепцию выставки, бюджет был серьезно урезан. И, тем не менее, в итоге, выставку посетило более 10 миллионов человек, она стала огромным успехом у публики. СМИ, которые накануне выставки жестко критиковали ее, поменяли свою позицию на 180 градусов, называя EXPO.02 «зеркальным отражением страны и современной жизни», а так же великолепным архитектурным и культурным объединением немецкой и французской частей страны и их жителей.
Все предыдущие выставки так же не обходились без проблем, - говорит профессор Колер. Открытие легендарной «Landi» 1939 года тоже несколько раз переносилось, во многом, потому, что крестьянское село Швейцарии не желало принимать участие в мероприятии, которое проходило в «красном» Цюрихе. Но в итоге «Landi» вошла в историю именно как кульминация швейцарского патриотизма.
Сейчас кантоны восточной Швейцарии планируют нечто похожее провести в 2027 году. Пока проект этой выставки выглядит довольно смутно. Известно только, что за проведение выставки высказались правительства кантонов Аппенцелль-Внешний, Санкт-Галлен и Тургау. Что-то более конкретное ожидается в конце 2012 года.
А вот проект проведения в 2020 году выставки, посвященной региону вокруг перевала Сен-Готтард, как видно, придется похоронить навсегда. Главный автор этой идеи, глава туристического ведомства кантона Тичино Марко Солари (Marco Solari) считает, что причиной тут стали слишком разнонаправленные интересы кантонов, образующих упомянутый регион (кроме Тичино это еще и кантоны Вале, Ури и Граубюнден). Кроме того, такие малые кантоны, как Ури, всегда с опаской смотрят на любые инициативы, которые приходят «со стороны».
Идея была неплохой – объединить выставку с введением в строй грандиозного транспортного мега-проекта NEAT, благодаря которому можно будет на скоростном поезде добраться из Базеля до Милана за всего-то три часа. «Стоило только разобраться с расходами на новый скоростной туннель, как начались стоны и жалобы, мол, мы и так потратили кучу миллиардов, и денег на выставку у нас просто нет. Да и вообще, наследие Цвингли делает в Швейцарии проведение любых больших праздников сложным делом. Швейцарец как национальный тип вообще не любит ничего грандиозного, он склонен больше к небольшим, но практическим вещам», - сетует М. Солари.
При этом Солари убежден, что, рано или поздно, но новая Земельная выставка состоится непременно, особенно если кантоны Восточной Швейцарии подойдут к этой затее со всей подобающей серьезностью. «Такое мероприятие вполне имело бы смысл. Ведь встречи в «реале», которые всегда становятся спусковым крючком для многих важных процессов, становятся тем более важными в эпоху, когда коммуникация происходит в основном опосредовано, через компьютер», - убежден М. Солари.
|