«R20» является сетевой организацией в составе представителей почти трех десятков локальных органов власти из разных стран и частных партнеров, поставивших своей целью развивать во всем мире проекты, направленные на уменьшение выброса в атмосферу парниковых газов.
Впрочем, и до этой организации в Женеве уже располагались институты и структуры, так или иначе имеющие дело с международной экологической деятельностью. Поэтому, как говорит Лилиане Урзахе (Liliane Ursache), проект-менеджер в организации «R20», переезд в Женеву стал совершенно логичным решением.
«Мы должны быть в состоянии наблюдать за тем, что происходит в области международной экологической деятельности, не теряя из своего поля зрения ход актуальных для нас международных переговоров. Очень важно иметь контакты с важнейшими актерами из мира финансов, а так же с влиятельными инвесторами, которые могли бы быть заинтересованы в новых проектах экологического направления.
Женева – это очень важный город с точки зрения развития чистых энергетических технологий (так называемый Cleantech). В этой области в последнее время наблюдаются значительные подвижки, поэтому мы поддерживаем и развиваем наши контакты с важнейшими структурами и с присутствующими здесь партнерами».
Решение А. Шварценеггера расположить свой фонд в Женеве было связано еще, как видно, и с тем, что кантон выразил готовность взять на себя на два года арендную плату за виллу «Grand-Montfleury» в благородном женевском пригороде Версуа (Versoix). Сыграли свою роль и такие факторы, как отсутствие налогов на финансовые поступления в бюджет фонда, а так же прекрасно развитая сервисная инфраструктура.
В последние годы швейцарские власти (федеральные и локальные) много сделали для того, чтобы превратить Женеву в международный узел решения вопросов экологии и здравоохранения. В 2011 году, еще до организации «R20», в Женеву переехал, например, секретариат Глобальной сети климатического сервиса (Global Framework of Climate Services).
Список экологических структур и институтов, основавшихся в городе на Роне, довольно велик. Назовем еще, например, Межгосударственный комитет по вопросам изменения климата (IPCC), а так же штаб-квартира Всемирной организации метеорологии (World Meteorological Organization - WMO).
Не исключено, что в Женеву скоро переедет и секретариат Зеленого климатического фонда (GCF), автономной организации по реализации решений ООН в сфере защиты климата. Задача этого фонда состоит в финансовой поддержке развивающихся стран в плане их приспособления к условиям меняющегося климата. В период до 2020 года, таким образом, на эти цели через Фонд должно быть истрачено до 100 миллиардов долларов.
Швейцария официально подавала заявку на размещение этого Фонда на своей территории, подав параллельно ходатайство на предоставление ей одного места в исполнительном комитете Фонда. Главным конкурентом Женевы является бывшая столица Западной Германии университетский город Бонн, в котором Фонд сейчас временно расположен.
После переезда германской столицы из Бонна в Берлин власти рейнского города стараются сделать его так же международным центром экологической дипломатии, добившись в этом смысле уже довольно многого. Поэтому это очень сильный конкурент. Свои заявки подали так же Южная Корея, Польша, Намибия и Мексика. Решение о том, куда, в конце концов, отправится Фонд, ожидается в конце 2012 г.
Швейцарские представители убеждены, что Женева будет идеальным местом расположения организационных органов Фонда, прежде всего, благодаря вовлеченности города в международную систему многосторонней дипломатии и в силу его положения в качестве глобального финансового центра.
«В Женеве создана мощная сеть дипломатических представительств. Это очень важный фактор, если только GCF намерен и в самом деле превратиться во влиятельную международную структуру», - заявил недавно в интервью порталу swissinfo Франц Перре (Franz Perrez), глава Департамента международного сотрудничества в федеральном Ведомстве по вопросам экологии (Bundesamt für Umwelt – BAFU).
Независимый консультант в области экологической экспертизы Ив Ладор (Yves Lador) так же убежден, что другие претенденты, такие как Найроби, Бонн или Монреаль не в состоянии конкурировать с Женевой. «В этом городе расположен целый ряд специализированных международных экологических и природозащитных организаций. Кроме того – Женева это город трех Женевских конвенций, а так же центр решения вопросов, так или иначе связанных с экономикой.
Наконец, отделы, которые занимаются экологическими и схожими вопросами, существуют в составе таких организаций, как Международная организация труда (ILO), Всемирная организация здравоохранения (WHO), Всемирная организация метеорологии (WMO)». Впрочем, - признает И. Ладор, - ни Швейцария в целом, ни Женева в частности не в состоянии повлиять на решение о том, какой город станет в итоге местом расположения Зеленого климатического фонда (GCF).
Бывший швейцарский посол Франсуа Нордманн (François Nordmann) подтверждает это. «Конкуренция очень жесткая. Швейцария выступает против сразу пяти претендентов, из которых трое являются членами Большой Двадцатки (G20), а один представляет Азию с ее очень привлекательными условиями. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов мощь Германии, способной собрать в свою пользу большое количество голосов. Бонн ведь уже во многом стал центром международной экологической кооперации».
И. Ладор указывает еще и на системную проблему. «Сейчас экологическая тематика подвергается дроблению. Если бы политики действительно хотели начать серьезно работать в пользу экологии, они бы непременно озаботились созданием специализированных центров/хабов, посвященных таким темам, как изменение климата, сохранение природного разнообразия. Но сейчас вместо этого они дробят эти «хабы» и распределяют их по боннам, женевам и монреалям».
По мнению Франца Пере, сейчас очень важно было бы остановить эту тенденцию и начать, напротив, концентрировать экологическое ноу-хау. Сама Швейцария «вовсе не стремится непременно стать глобальным центром международной экологической кооперации. Ведь уже сейчас существует Найроби, город, в котором расположена штаб-квартира Программы ООН по окружающей среде – UNEP. Но он не может быть ответственным за все сразу. И вот тут и возникает Женева как второй, поддерживающий, центр «зеленой дипломатии».
|