News
29.05.2012

Швейцарская порноиндустрия: кризис жанра или «важнейшее из искусств»?

Представим себе привлекательную женщину – блондинку, брюнетку, рыжую, все равно. Она извивается, стонет, кричит. Прекрасно сложенный мужчина овладевает ею всеми мыслимыми способами. Видеокамера наблюдает за происходящим, фиксируя каждую деталь. Сцена повторяется раз за разом. Никакой драматургии, никакого сценария, а цель преследуется только одна: возбудить зрителя видом чистой, почти животной, сексуальности.

Подавляющее большинство секс-видео, производимых сегодня во всем мире, ставят перед собой именно такую цель. И авторами большинства из них являются любители, которые находят удовольствие фиксировать свои любовные игрища на камеру и вывешивать все это совершенно добровольно в сети. И это несмоттря на то, что традиционная порноиндустрия никогда еще не работала на таких высоких оборотах, как сейчас. Но никогда еще перспективы ее выживания не были столь мрачными. А проблема здесь такая же, как и в сфере качественной журналистики: интернет, любительский контент и культивируемая в сети идеология бесплатности.

Такие интернет-сайты, как Xvideos, Xhamster или Youporn принадлежат к самым востребованным сетевым ресурсам, предлагая пользователям «клубничку» на любой вкус. Эти сайты являются ответом на запрос современного общества, которое хочет иметь все, причем здесь, сейчас и, конечно же, бесплатно. Секс и эротика в интернете относятся к наиболее популярным и востребованным жанрам, но порнофильмы с серьезным бюджетом или с более или менее проработанным сценарием становятся на глазах вымирающим видом кино.

Все это принуждает тех, кто работает в этой индустрии, в том числе и в Швейцарии, а так же тех, кто отстаивает существование высококачественного, и даже, не побоимся этого словам, высокохудожественного секс-кино, искать для себя новые рынки сбыта и формы работы. Все это относится, например, к Сабине Фишер и Сандре Лихтенштерн (Sabine Fischer / Sandra Lichtenstern). Им обеим по 30 лет. Обе живут в Цюрихе и имеют дипломы в области искусства и дизайна. Однажды им пришла в голову идея делать порнофильмы на основе архивных материалов 1970-х гг., просто так, для собственного развлечения.

«Мы выискиваем себе самые пикантные, интересные, самые необычные сцены, вырезаем и монтируем на их основе совершенно новый художественный продукт», - говорит Сандра Лихтенштерн в интервью порталуswissinfo.ch. - «Мы убеждены, что порнография нуждается в поддержке настоящих художников и творцов для того, чтобы не превратиться в средство, обслуживающее исключительно сексуально озабоченных, и чтобы иметь возможность дистанцироваться от усредненного и весьма, на самом деле, скучного вкуса таких людей».

Запущенный обеими дамами летом 2009 г. проект стал неожиданно успешным начинанием. За несколько месяцев они смогли продать несколько тысяч копий своих фильмов, причем без всякой рекламы, только с опорой на потенциал «сарафанного радио». Интересно, что основными потребителями их продукции были пары. Стиль 1970-х гг. был выбран не случайно. «В то время еще не было цифровых видеокамер. Для того чтобы сделать настоящий порнофильм, требовалось много времени и денег, не говоря уже о высококачественной технике», - говорит Сандра Лихтенштерн.

«Фильм подробно и тщательно планировался, расписывался каждый кадр, причем начинались фильмы не «с места в карьер», а некими намеками, имелась какая-то завуалированность, за которой обнаженную плоть можно было только угадывать. Не было никаких стандартных порно-актеров, которые выглядят как неживые куклы, занимающиеся атлетизмом. В основе порнофильмов того времени всегда находились сюжет, четкие временные рамки и подробно расписанные диалоги. Это была эпоха сейчас прочно забытых порно-комедий, в которых было место и юмору и эмоциям».

Немного истории. Первые порнофильмы в современном понимании возникли в 1920-х гг., но только в 1970-х гг., в результате сексуальной революции 1960-х гг., имевшей место в Америке и Западной Европе, этому жанру удалось выйти из подполья и стать явлением всеобщей культуры. Именно тогда такие фильмы впервые начали показываться в обычных кинотеатрах.

«В прессе тех лет речь шла о совершенно новом жанре, который, де, способен покорить даже Голливуд», - говорит французский философ и социолог Жюльен Серво (Julien Servois), автор специализированной работы, посвященной истории порно-кинематографа ("Le cinéma pornographique: Un genre dans tous ses états"). «Вышедший в 1972 г. фильм «Deep Throat» («Глубокая глотка») режиссера Жерара Дамиано (Gerard Damiano) стал такой общественной «бомбой», что его в одном из нью-йоркских кинотеатров посмотрела даже никто иная, как сама Жаклин Кеннеди».

В то время, считает философ, порнография в кино вполне имела шансы стать частью социальной жизни общества, развившись в свой особый жанр, наподобие фильма-ужасов, мюзикла или вестерна. Однако либеральная фаза в жизни порнографии быстро закончилась. В Западной Европе и в США цензура очень быстро загнала порнофильм в специализированные кинотеатры, сделав из него продукт исключительно на потребу мужской половины общества. В Швейцарии особенно «смелые» сцены просто из фильмов вырезались, полиция нередко вламывалась в порнокинотеатры и устраивала там обыски.

Золотая эпоха швейцарской кинопорнографии началась в 1979 г., когда бывший панк-рокер Петер Прайссле (Peter Preissle) из Цюриха начал работать в сфере «запретных» фильмов. Он на собственном опыте прошел все этапы: начав с продавца билетов, он стал потом киномехаником, а в итоге – правой рукой легендарного Эдди Штёкли, которому принадлежат все порнокинотеатры Швейцарии, и который основал компанию Mascotte Film AG, крупнейшую в Конфедерации производственно-продюссерскую компанию, специализирующуюся на эротике и порнографии в кино.

Петер Прайссле дает интервью порталу swissinfo.ch в своем главном офисе, расположенном в доме в одном из переулков цюрихского квартала «красных фонарей». «Раньше мы неплохо зарабатывали, особенно даже не напрягаясь. Теперь же, чтобы заработать хотя бы столько же, как и раньше, нам надо работать в три раза больше и интенсивнее. Конкурентная борьба просто беспощадна, притом, что традиционный порнобизнес постепенно превратился в бизнес престарелых простофиль». – говорит он, - «Наверное, нам нужно начать приспосабливаться к новым временам, производить, например, больше короткометражек, с учетом того, что современная молодежь не способна усидеть на одном месте более получаса».

В свои лучшие времена Mascotte Film AG выпускала до 240 фильмов в год, сегодня едва ли половину. «Когда еще существовали 35-миллиметровые камеры производство одного фильма стоило до 200 тыс. франков. Сегодня фильм может стоить от 40 (сорока!) до максимум 50 тыс. франков. Съемки длятся, как правило, один день. Потом все повторяется: тот же оператор, тот же осветитель, тот же «сценарий», та же съемочная группа. Как в футболе. Порно делают все кому не лень, но при этом сегодня стало гораздо сложнее снимать фильмы, которые бы годились для показа в кинозалах, и еще сложнее – найти молодых актеров, которые бы были в состоянии играть, хотя бы минимально».

В здании, где сегодня расположена фирма Mascotte Film AG, в особом архиве собраны почти 3 тыс. кинофильмов. Их показывают в специальных залах, продают в формате DVD, они выставляются на сайте компании. Здесь, на архивных полках семьи Штёкли, охватывающих 50 лет истории эротического кино в Швейцарии, Сандра и Сабина и искали себе материал для своих собственных фильмов. Кстати, в борьбе с конкуренцией из интернета династии Штёкли пришлось также придумывать новые стратегии выживания.

Один из способов – превращение банальных порнокинотеатров в настоящие «дома порнокультуры», где предлагаемая визуальная продукция может потребляться в более безопасных и более по-человечески интимных условиях, благодаря, например, таким техническим нововведениям, как комфортные видеокабины для пар. Всего в Швейцарии работают десять порнокинотеатров, которые используются теперь еще и для проведения тематических выставок и для организации встреч с популярными актерами эротического кино. Тем самым порнография приобретает более культивированные формы, становясь ближе к массам и избавляясь от ярлыка болезненного извращения.

«Сегодня разбогатеть на порнографии невозможно, и, тем не менее, эта индустрия скорее жива, чем мертва», - говорит Петер Прайссле. На вопрос о том, сколько сейчас стоит такая компания, как Mascotte Film AG, он предпочитает не отвечать. Аналитики, правда, оценивают капитализацию этой компании на уровне нескольких миллионов франков.

«В последние годы люди видимо, наевшись виртуальной реальности, вновь пошли в кинотеатры – как в обычные, так и в порнокинотеатры. Ведь только в кинотеатре фильм сохраняет свою притягательность как явление культуры. Только в кинотеатре можно быть «наедине со всеми», превращая просмотр картины, все равно какого жанра, в уникальное событие», - подчеркивает П. Прайссле. В то время как интернет захлестывает волна самодельных секс-роликов, традиционной индустрии не остается ничего иного, как делать ставку на качество, шарм и… волшебство. Эти козыри, наверное, остаются последним залогом выживания некогда процветавшей порнокиноиндустрии.

Информация к размышлению

Мировая порноиндустрия относится к наиболее непрозрачным и закрытым секторам экономики, часто связываемой с такими преступлениями, как торговля людьми и отмывание преступных капиталов.

Доход и оборот порноиндустрии оценить очень сложно. По данным британского журнала «The Economist» в 2008 г. доходы порнокомпаний превзошли доходы традиционных кинокомпаний и фирм, работающих в сфере производства и распространения музыки, на 20 миллиардов долларов.

Неконтролируемое распространение порнографических материалов в интернете в последнее время вызвало множество вопросов в связи с обеспечением защиты интересов и психического здоровья детей и юношества.

Медики и представители федеральных образовательных структур в Швейцарии уже несколько раз предпринимали попытки провести эффективные разъяснительные и просветительские кампании. Однако многие кантоны возражают против написания новых школьных учебных пособий на эту тему и против более открытого и откровенного проведения уроков по этике и психологии семейной и сексуальной жизни.

Среди взрослого населения Швейцарии нередки случаи болезненной зависимости от потребления порнографии. При университете Женевы недавно был открыт специальный Консультационный центр для таких пациентов.

В Швейцарии производство и потребление порнографии законом не запрещено. Потреблять соответствующую продукцию можно с 16 лет. Порнофильмы можно в Швейцарии показывать в специальных кинотеатрах. Таких кинотеатров в Швейцарии всего насчитывается 10 штук.

Тем не менее, статья 197 УК Швейцарии запрещает производство, потребление и распространение так называемой «жесткой порнографии», к которой относятся сцены детской порнографии, сексуальных действий с участием животных, насильственные сцены.

Швейцарская Координационная служба по борьбе с преступностью в интернете (Koordinationsdienst zur Bekämpfung der Kriminalität im Internet) выявила в 2011 году 1 206 случаев нарушения 197-ой статьи. В 95% случаев речь шла о детской порнографии.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version