Почему же люди готовы платить за «био-продукты» гораздо более высокие цены?
«Понятно, почему», - говорит в интервью порталу swissinfo.ch мать троих детей, регулярно закупающая «биологические» овощи и фрукты в центре Берна на импровизированном сельскохозяйственном рынке у хозяйки по имени Наима Блейзер (Naïma Blaser, на фото), - «Тем самым мы инвестируем в собственное здоровье».
Но ведь в таких сетевых магазинах, как «Lidl» или «Aldi» за те же самые продукты можно было бы уплачивать гораздо меньше?
«У тех, кто не покупает «био-продукты», отсутствует, по всей видимости, убеждение в пользе этого дела или просто нет четкого понимания того, насколько разнится качество продуктов в обычном магазине и на прилавке у «био-фермера», - возражает она.
Газетный фотограф Алессандро делла Валле (Allessandro della Valle) так же принадлежит к постоянным клиентам Наимы Блейзер, а все по той простой причине, что он убежден в лучшем качестве предлагаемых ему продуктов.
«Для меня самое важное – это вкус и наслаждение вкусом. Вот тут, например, я покупаю, как я уверен, лучшие томаты в городе. Важнее, чем приставка «био», для меня является только тот факт, что все это продовольствие производится тут же неподалеку, в нашем регионе, то есть у меня еще есть возможность, так сказать, поддержать отечественного производителя. Я хочу потреблять сезонные продукты, которые выращиваются по соседству, а не завозятся откуда-то из-за океана».
«У нас много постоянных клиентов, в том числе из тех, кто обладает скромными доходами», - говорит 19-летняя Наима Блейзер, которая дважды в неделю продает в центре Берна продукты питания категории «био», произведенные на принадлежащей ее родителям ферме недалеко от города Салаво (Salavaux), что в кантоне Во.
«Наша ферма – это настоящий источник жизни. На наших экологически обрабатываемых землях наблюдается куда большее, чем обычно, разнообразие видов флоры и фауны. У «нормальных» крестьян на земле давно уже нет насекомых, например, земля у них считай что мертвая. Но ведь фермеры живут фактически за счет ресурсов земли, и они тем более обязаны заботится о ней», - говорит Наима. «Забота об окружающей среде является одним из важнейших аргументов, приводимых сторонниками био-продуктов», - отмечает Корнелия Хюги (Cornelia Hügi), исполнительный директор небольшого продуктового магазина «Hallerladen» в Берне. Организованное в форме кооперативного товарищества, это производство вот уже 30 лет работает на основе «био-критерией», выступая за развитие «устойчивого» сельского хозяйства.
В его собственном магазине в Берне представлены только «био-продукты». «Для нас очень важно сократить дистанцию от прилавка до фермера. Тот, кто закупается у нас, регулярно сталкивается с производителями, которые лично сами привозят к нам свою продукцию», - говорит К. Хюги.
Она признает, что в последние годы крупные сетевые торговцы осознали тренд в сторону «био-продовольствия», предлагая на своих прилавках, - как они сами, по крайней мере, утверждают, - все больше продуктов питания категории «био». Однако таким магазинам, как «Hallerladen», особого урона это не нанесло. Более того, такого рода акции заставили задуматься и тех, кто раньше не обращал внимания, какие продукты лежат у них в холодильнике, - подчеркивает К. Хюги.
Раньше приверженцы био-продуктов образовывали отдельную группу, почти субкультуру с био-фундаменталистским уклоном. Сегодня ситуация изменилась, и в обеденный перерыв в магазине «Hallerladen» свежие био-сэндвичи пользуются особой популярностью, например у студентов, вполне вменяемых людей, которых при всем желании не отнести, как говорится, к «био-шизе».
Никто не боится теперь ездить за био-продуктами в этот магазин на машине. «Это все равно лучше, чем покрывать на автомобиле десятки километров только для того, чтобы закупиться где-нибудь готовыми замороженными блюдами, которые мало того, что вредят здоровью, так еще и изготовлены порой в весьма сомнительных условиях (детский труд и т.д.)».
К. Хюги сожалеет, правда, что многие био-производители пока еще не осознали необходимость перехода к современным нормам и стандартам сервиса и обслуживания клиентов. По ее словам, «сегодня большинство покупателей в био-магазинах стремятся тоже получить быстрое обслуживание и компетентную консультацию, без необходимости выслушивать моральные проповеди».
В общем и целом, мотивы всех клиентов и покупателей магазина «Hallerladen» можно свести к одной и той же нехитрой философии. «Одни хотят потреблением натуральных продуктов улучшить свое здоровье, другие – намерены поддержать природу, третьи стремятся и к тому, и к другому сразу», - резюмирует Сара Штадлер (Sara Stalder), исполнительный директор Швейцарского фонда защиты интересов потребителей (Stiftung für Konsumentenschutz - SKS). По ее мнению, тот факт, что био-продукты составляют только пока 6% процентов от общего потребительского рынка, можно объяснить пока еще слишком большой разницей в цене. «Примерно треть покупателей, даже в нашей богатой стране, вынуждена, как ни странно, приобретая продукты, рассчитывать каждый грош. Для этой группы потребителей «био» остается недоступной роскошью».
Впрочем, существует и другая крайность, когда вполне обеспеченные люди стремятся «экономить», покупая низкокачественные йогурты по 20 раппен/сантимов за баночку. Поэтому-то SKS и рекомендует выбирать сезонные продукты, произведенные тут же, в этом же регионе, продукты, подвергнутые минимальной обработке. Делая такой выбор, покупатели не только экономят деньги, но и наносят меньший ущерб окружающей среде. Кстати, многие покупательницы приходят к мысли о необходимости покупать «био» только с рождением детей. «Забота о здоровье подрастающего поколения часто ведет к более разумной организации питания», - подчеркивает Сара Штадлер.
Ритм современной жизни принуждает людей прибегать к фаст-фуду. «У многих очень мало остается времени на питание, но при этом все равно есть желание не сдаваться на милость некачественных, но зато столь «удобных» в повседневной жизни, продуктов», - продолжает С. Штадлер. И вот тут как раз существует определенная рыночная ниша. «Люди все чаще хотят покупать что-то, что, несмотря на спешку, дает им чувство, что потребляют они нечто высококачественное и здоровое. Так ли это на самом деле – другой вопрос…».
К похожим выводам приходит и Штефан Файге (Stephan Feige) из Института консультативного маркетинга htp (Marketing-Beratungsinstitut htp) при Университете Санкт-Галлена. По его мнению, многие потребители убеждены, что «био-продукты» более полезны для здоровья, хотя среди экспертов-биологов единого мнения на сей счет нет.
В отдельных случаях выводы ученых расходятся очень далеко, например, когда они указывают, что продукты питания, произведенные без пресловутых консервантов, на самом деле, быстрее портятся, что, согласимся, на пользу здоровью не идет. Говорят ученые и о том, что следы химических удобрений в «обычных» овощах и фруктах практически незаметны.
Поэтому на первый план выходит сейчас тезис о том, что «био-фермерство» может быть и не является панацеей от болезней и не столь уж защищает и укрепляет здоровье клиента, но, во всяком случае, «экологическое сельское хозяйство» является огромной помощью для окружающей среды, буквально стонущей от огромного количества удобрений и химикалий, используемых обычным сельскохозяйственным производством.
|