Парадоксально, но в мире существует устойчивый спрос на самые разные виды отходов и мусора, от строительного мусора до… слоновьего навоза, до тех пор, правда, пока перевозка этого специфического товара с одного места на другое остается относительно дешевой. В Швейцарии зарегистрированы почти 650 фирм, которые занимаются торговлей отходами, общий объем которого достигает 20 миллионов тонн в год.
Одна из этих фирм, abfallboerse.ch, сумела отвоевать себе свою собственную нишу на рынке, организовав специальную диспетчерскую службу в режиме он-лайн, цель которой – свести вместе производителей мусора и тех, кто этот мусор утилизирует и перерабатывает. Однако кто какой мусор производит и кто его покупает – это остается коммерческой тайной, - уточняет основатель этой фирмы Курт Мутер (Kurt Muther) в интервью порталуswissinfo.ch.
Почему? «Все дело в том, что аналитики и знатоки промышленного производства в той или иной отрасли вполне могут на основании данных по мусору вычислить для себя и другие производственные показатели той или иной компании, которые так же могут являться коммерческой тайной», - поясняет К. Мутер. По его словам, возглавляемая им фирма обрабатывает практически любой вид мусора или отходов (пластик, картон, металл, металлолом, отходы деятельности клиник и больниц, органические отходы, строительный мусор, жидкие отходы и дерево). Исключением являются радиоактивные отходы.
«Органические отходы, например, навоз, относятся, например, в настоящее время к категории, которая, в отличие от того, что было раньше, способна приносить стабильный доход. Навоз очень востребован производителями компоста и биогаза», - рассказывает далее К. Мутер. Интернет-портал abfallboerse.ch, который представляет интересы производителей мусора, ставит своей целью проанализировать рынок и выторговать за этот «товар» наилучшую закупочную цену.
«Конкурентная система в этой специфической области работает неплохо по всей Швейцарии, за исключением некоторых региональных различий, касающихся, например, западных франкоязычных областей. Там уровень конкуренции ниже, а потому и стоимость утилизации отходов и мусора на 20% выше», - говорит К. Мутер.
«Мы обладаем достоверной информацией, из которой следует, что ежегодно по Швейцарии транспортируется до 20 миллионов тонн мусора. С учетом рыночной стоимости перевозки и утилизации мусора, - не принимая во внимание стоимость строительства и содержания технической инфраструктуры утилизации, - мы получаем рыночный потенциал в размере 2,8 миллиардов франков в год», - уточняет он. Две трети всего мусора в Швейцарии приходятся на строительную отрасль. Хорошая новость здесь состоит в том, что 80% этих отходов в стране находят себе повторное применение. В ЕС этот показатель находится на уровне 46%.
Швейцарское федеральное ведомство по вопросам экологии и защиты окружающей среды (Bundesamt für Umwelt - Bafu) сыграло в этом решающую роль. Сила швейцарского «мусорного менеджмента» состоит в том, что национальное законодательство в этой области базируется не на отвлеченных представлениях, а на плотных консультациях и на сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
«В результате законы получаются взвешенными и позволяют осуществить эффективную правоприменительную практику», - заявляет представитель Bafu Робин Картье (Robin Quartier) в интервью порталу swissinfo.ch. В основе всех законодательных актов лежит один и тот же принцип: весь материал, возникающий в ходе строительных работ, например, в ходе сноса старых строений, должен быть рассортирован на месте.
«В Швейцарии запрещено поступать так, как зачастую это происходит в других странах: снести дом, получить огромную кучу строительного мусора и просто вывезти эту кучу на ближайший мусорный полигон. Для начала мусор следует рассортировать на горючие материалы и негорючие», - разъясняет Р. Картье.
Предприниматели в области строительства имеют прямой интерес вывозить на обычные мусорные полигоны как можно меньше мусора и отходов, а все потому, что стоимость такой утилизации в Швейцарии относительно высока. А, кроме того, старый бетон вполне ведь можно использовать для производства нового. Поэтому в последние годы власти Швейцарии приложили немало усилий для того, чтобы повысить и стимулировать спрос на именно такой бетон и на такие же схожие материалы «многоразового использования».
«Технология строительства с применением вторичных материалов давно создано, просто люди, начиная строить дом или еще что-то, непременно хотят делать это при помощи новых строительных материалов. Поэтому в последние годы было много сделано для того, чтобы облегчить таким технологиям доступ на строительный рынок, в частности, были созданы для инженеров специальные СНИПы, регулирующие использование вторичных материалов», - подчеркивает Р. Картье.
С 2000 г. в Швейцарии действует закон, запрещающий вывозить на мусорные полигоны горючие отходы. Принцип тут весьма прост: все, что горит, должно быть сожжено. Сегодня все бытовые горючие отходы свозятся на специальные фабрики по сжиганию мусора. Их количество – 29 по всей стране. Все остальное сортируется, собирается и снова пускается в дело. По мнению Bafu сжигание мусора помогает сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и сохранить ценные природные ресурсы.
Фабрики по сжиганию мусора, принадлежащие в Швейцарии кантонам и общинам, давно признаны составной частью национальной системы защиты ландшафтов и окружающей среды. В других странах, например, во Франции, Ирландии, России, строительство таких фабрик наталкивается на серьезное сопротивление. В Швейцарии, однако, все фабрики такого рода оснащены электронными фильтрами, которые задерживают пыль и пепел. Большинство накопленного таким образом материала перерабатывается в Швейцарии, остаток идет в Германию с целью захоронения в специально оборудованных и глубоко залегающих бывших соляных шахтах.
В 2010 г. Швейцария экспортировала 214 тыс. тонн специального мусора, 12% всех спецотходов. В том же году Швейцария импортировала 31 тыс. тонн такого мусора. В настоящее время Конфедерация подала заявку на вступление в Европейскую ассоциацию по применению и продвижению экологических правовых норм ЕС (Impel). Членство в этой структуре помогло бы Швейцарии более эффективно и координированно решать вопросы трансграничной транспортировки мусора и отходов, - считают швейцарское правительство.
«Мусорный менеджмент» стал в настоящее время поистине глобальным бизнесом. Ведущие в этой сфере международные концерны, такие, как Veolia, Loacker Recycling и Remondis присутствуют и в Швейцарии. Сейчас они активно скупают средние швейцарские предприятия в области сбора и утилизации мусора. «И это очень правильная стратегия, так как без локального опыта здесь никак не обойтись», - считает основатель компании abfallboerse.ch.
Сейчас, после того, как завершение технологической цепи утилизации мусора получило в Конфедерации достаточно хорошо проработанную правовую и нормативную базу, все внимание политиков и экспертов обращается на начало этой цепи с целью снизить степень давления, оказываемого на окружающую среду в результате деятельности современного швейцарского общества, ориентированного на производство и потребление товаров и услуг.
Однако до вхождения в стадию устойчивого развития еще предстоит пройти очень длинный путь. Недавно опубликованные организацией WWF данные говорят о том, что если бы весь мир мог бы потреблять так, как это возможно в Швейцарии, людям необходимо было бы иметь не одну землю, а почти три таких планеты, как Земля.
|