В юности Владимир Татлин (1885-1953) зарабатывал себе на жизнь в качестве матроса. Обратившись к искусству, он начал с традиционной живописи и рисования, создавая иконы и произведения в народном стиле. Затем в его творчестве началась «авангардная фаза», сделавшая из него «икону» мирового авангардизма. В частности, абсолютной новацией стал предпринятый им в 1914 году прыжок из двумерного пространства холста в трехмерное пространство проектов и оригинальных инсталляций.
Многие из его объектов, увы, не сохранились, пропав во время революционной смуты после 1917 года. И, тем не менее, базельский музей Tinguely-Museum предлагает зрителям полюбоваться на несколько очень редких произведений искусства Татлина, а так же на реконструкции, выполненные по оригинальным фотографиям. Одной из самых интересных тем в его произведениях была сила притяжения и борьба/игра с ней. Объекты на эту тему так же выставлены в Базеле.
Его контр-рельефы (углубленные рельефы, получающиеся в результате механического оттискивания обычного выпуклого изображения в мягком материале - глине, воске) были в свое время решительным разрывом с нормами и практикой обычного буржуазного искусства. Следующим шагом в этом же направлении должен был стать 400-метровый памятник «III Интрнационалу», но гражданская война и технические сложности не дали осуществить этот проект.
Еще одна идея Татлина должна была воплотиться в так называемой Машине мировой революции, задуманной в форме гигантского комплекса вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси и напоминавших Вавилонскую башню. Этот объект должен был отражать новый социалистический порядок. Проект такой «машины» был в свое время у всех на устах, вдохновив целый ряд интеллектуалов. В 1960-е годы несколько раз предпринимались попытки реконструировать разрушенную модель этой «машины» - две реконструкции можно будет увидеть в Базеле.
В 1920-е годы Татлин занимался в своем творчестве попытками оторваться от земли и придать искусству динамическое измерение. Его утопическая пластика «Летатлин» (орнитоптер) остроумно предвосхитила принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы. Впрочем, взлететь этому созданию рук Татлина так никогда и не удалось. В 1930–1940-е годы Татлин активно работал как художник книги и сценограф, синтезируя звук и цвет в единую образную вселенную. Выставка в Базеле продлится до 14 октября 2012 г.
|