«Сам я из Базеля, но эта выставка для меня является не швейцарским, а, скорее, международным событием. Конечно, я был бы рад, если бы меня заметил кто-нибудь из авторитетных коллекционеров, но моя мечта остается прежней – работать так, как мне хочется», - говорит 30-летний швейцарский художник Рето Пульфер (Reto Pulfer), впервые выставляющийся в Базеле.
Он живет в Берлине, выставляется от имени парижской галереи, хозяевами которой являются итальянец и немец. Типичная для «Арт Базель» ситуация.
77-летний Бен Вотье (Ben Vautier) является состоявшимся и признанным французским художником швейцарского происхождения. Мировая слава пришла к нему в 1992 году, когда он стал автором экспозиции «La Suisse n'existe pas» («Швейцария не существует»), прошедшей в рамках мировой промышленной выставки в Севилье. Несмотря на свое критическое отношение к собственной исторической родине, он не упускает возможности поучаствовать в базельской ярмарке.
«Каждый раз я поражаюсь Базелю как будто впервые. Здесь можно увидеть всех и всё. Добрая репутация выставки, наверное, связана с тем, что Швейцария считается спокойной и безопасной страной. Тут есть банки и развитая промышленность. Кроме того, Швейцария считается, по сравнению с другими странами, нацией, в меньшей степени занятой исключительно собой», - говорит Б. Вотье.
Как обычно, и в этот раз гостями выставки будут художники, галеристы, кураторы и коллекционеры. Не обойдется, конечно, и без пары-тройки праздно шатающихся «олигархов», но в основном выставка нацелена на обслуживание именно интересов профессиональной публики.
Ее итог предсказать несложно. В последний день работы ярмарки появится сообщение для прессы, в котором три сотни самых влиятельных и инновативных художественных галерей мира укажут, что они очень довольны заключенными в Базеле сделками. Не обойдется и без пары новых рекордов, хотя реальные цифры торгового оборота останутся коммерческой тайной.
«Участие в «Арт Базель» означает восхождение на высшую ступеньку этого столь жестко поделенного рынка. Одновременно стенд в Базеле придает галереям и художникам дополнительный вес в глазах коллекционеров и специалистов», - говорит Поль-Андре Жаккар (Paul-André Jaccard), директор Института проблем искусства при университете Лозанны в интервью порталу swissinfo.ch.
«В случае с «Арт Базель» мы имеем дело с лучшей в мире художественной выставкой, поскольку отбор экспонатов во всех жанрах происходит на основе очень жестких критериев. Каждый год я подаю заявку на участие в ярмарке и каждый раз я до самого конца не могу быть уверенной в положительном ответе. Базель очень усилил свое международное значение, более жесткой стала и конкуренция», - признается галеристка Элис Паули (Alice Pauli), участвующая в базельской ярмарке с 1971 года.
Самые важные мероприятия на выставке ограничены участием только приглашенных коллекционеров. «В Базеле происходит своего рода слет тех, кто влияет на формирование общественного мнения, то есть людей, которые определяют, куда пойдет развитие моды в области искусства», - говорит Поль-Андре Жаккар.
С тех пор, как в 1980-х гг. ведущие аукционные дома мира открыли для себя современное искусство, цены на него взлетели под небеса. Не удивительно, поэтому, что к современному искусству стали проявлять свой интерес и ведущие банки. Так, например, с 1984 года генеральным спонсором ярмарки «Арт Базель» является банк UBS.
Искусство и деньги – мезальянс? «Ничего подобного», - говорит Бен Вотье, - «Раньше критерии красоты или уродства определяли Папа Римский, король иди Сталин. Сегодня власть принимать такие решения находится в руках банкиров и «Кока-Колы». На некоторых художников даже делаются ставки. Богатые и могущественные любят смотреть на свое отражение в зеркале, а потому они стремятся контролировать современное искусство».
По его мнению, каждый художник «хочет быть лучшим в глазах меценатов, но при этом он еще, нарушая все и всяческие правила, стремится сохранить и свою творческую независимость. Делая рекламу для «Кока-Кола», он стремится при помощи метода отчуждения отойти на дистанцию от своего заказчика, так, например, как поступал Энди Уорхол».
«Современное искусство не знает кризисов, а потому ярмарка «Арт Базель», с ее филиалами в Майами и Гонконге, остается его важнейшей витриной, отражая все большую степень глобализованности этого бизнеса, и все большую степень его экономизации. А вслед за выставками глобализируются и художники с коллекционерами, которые с недавних пор представляют не только развитый мир, но и так называемые «пороговые страны», - резюмирует Поль-Андре Жаккар.
|