По данным цюрихского рекрутингового агентства «Guido Schilling» 45% руководящих кадров в швейцарских предприятиях происходят из-за рубежа. Прогнозы говорят о том, что к 2015 г. их доля возрастет до 50%.
Присутствие в Швейцарии иностранных «спецов» имеет давнюю историю. Такие персонажи, как немец Генри Нестле (Henri Nestlé) или ливанец Николас Хайек (Nicolas Hayek) сыграли огромную роль в успехе швейцарской экономической модели. Таким образом, присутствие в швейцарских фирмах иностранных кадров вполне имеет экономический смысл.
Внутренний рынок труда Швейцарии очень узок. Многие швейцарские предприятия жалуются на то, что они просто не могут найти подходящих специалистов на внутреннем рынке. Поэтому для того, чтобы сохранять свою конкурентоспособность, швейцарские компании, вольно или невольно, вынуждены прибегать к помощи иностранных кадров, не говоря уже о том, что завоевание международных рынков требует соответствующей деловой компетенции на высочайшем уровне. В свою очередь международная экспансия швейцарских компаний обеспечивает создание в самой стране дополнительных рабочих мест.
Введение в 2002 году режима свободы перемещения людей и капиталов между ЕС и Швейцарией несколько сгладило остроту кадровой проблемы, прежде всего – за счет тысяч и тысяч высококвалифицированных кадров из Германии. «Швейцарские компании абсолютно открыты», - говорит Джим Палкрано (Jim Pulcrano), исполнительный директор высшей школы делового администрирования Business School IMD в Лозанне, в интервью порталу swissinfo.
«Если у вас есть востребованные на рынке знания и умения, и если вы готовы в минимальной степени приспособиться к требованиям жизни в Швейцарии, то тогда вас примут и признают. Самые перспективные в смысле роста рынки находятся за пределами Европы. Занятие в швейцарских компаниях высших постов талантливыми кадрами с международным опытом чрезвычайно выгодно Швейцарии, вооружая ее для похода в будущее», - считает Д. Палкрано.
Однако присутствие в стране немецких, британских, французских менеджеров наталкивается в Швейцарии не только на удовлетворение, но и на критику. Впереди всех здесь находится правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP/UDC), для которой доля иностранцев в 22% от общего количества жителей Швейцарии является «слишком высокой». Нередки и ссылки на транспортную инфраструктуру, которая функционирует, де, на пределе возможностей, а также на стремительный рост цен на объекты недвижимости.
В центре критики, прежде всего, находятся граждане Германии, присутствие которых особенно заметно в швейцарском здравоохранении. В период до мирового кризиса широко распространены были и опасения на предмет возможного перехода заметных швейцарских брендов и компаний в «чужие» руки.
Так, например, как это произошло с национальным швейцарским авиаперевозчиком, который под именем «Swiss» принадлежит теперь германскому гиганту «Lufthansa». Нередко в этом контексте упоминается и россиянин Виктор Вексельберг, владеющий швейцарскими технологическими концернами «Sulzer» и «Oerlikon». В банковских кругах опасаются дальнейшего роста влияния англо-саксонской производственной культуры на банки «UBS» и «Credit Suisse».
Большой общественный резонанс получили решение концерна «Novartis» в конце 2012 года относительно сокращения тысячи рабочих мест, и стратегический шаг концерна «Serono», закрывшего свой офис в Женеве. Иностранным менеджерам предъявлялись в связи с этими событиями обвинения в «черствости» и неспособности «прислушиваться к мнению людей».
«Существует определенная опасность, что иностранные менеджеры и дальше будут ориентироваться, прежде всего, на международные реалии, теряя из виду культуру швейцарских промышленных и деловых традиций», - указывает пресс-секретарь Швейцарского объединения профсоюзов (Pressesprecher des schweizerischen Gewerkschaftsbundes), Эвальд Аккерман (Ewald Ackermann): «У нас перед глазами есть уже несколько примеров, которые показывают, куда могут завести чрезмерные программы рационализации производства и бизнеса».
По данным агентства «Guido Schilling» самая большая доля иностранных менеджеров наблюдается в больших международных концернах. 66% из 20 компаний, котирующихся на швейцарской бирже SMI, имели в конце 2011 года иностранного шефа. Агентство исходит из того, что поисками иностранных «талантов» все активнее будут заниматься и швейцарские малые и средние предприятия (KMU/МСП), ориентированные на экспорт.
Тьерри Волери (Thierry Volery) из Института проблем МСП при Университете Санкт-Галлена разделяет это наблюдение. «Эти компании очень инновативны и прагматичны. Они зависят от менеджеров с международным опытом, поскольку их цель – усиливать свое присутствие на глобальном рынке. Однако такие менеджеры стоят очень дорого, поэтому для многих МСП более выгодным решением стал бы перенос своего производства за рубеж».
|