Тот, кто хочет пересечь Швейцарские Альпы на машине или поездом, имеет две возможности: либо через перевал Сен-Готтард в Центральной Швейцарии (поездом или через автомобильный туннель), либо по линии Лёчберг-Симплон (Lötschberg-Simplon, на поезде в туннеле или на машине через Симплонский перевал) в кантонах Берн и Вале.
При этом самым прямым и быстрым путем остается маршрут через Сен-Готтард. Килиан Эльзассер (Kilian Elsasser) является одним из самых глубоких знатоков истории и особенностей этого маршрута, который пока остается блокированным на неопределенное время. Все свои знания и находки он сконцентрировал в недавно вышедшей книге «Der direkte Weg in den Süden» («Прямой путь на юг»).
По его мнению, Швейцарию от других стран альпийского региона отличает тот факт, что «в этой стране по железной дороге через Альпы перевозится относительно большая доля общего объема транспортируемых грузов». Конечно, сегодня находящийся на территории Австрии перевал Бреннер очевидным образом потеснил Сен-Готтард в качестве важнейшей трансальпийской трассы – благодаря своему либеральному транспортному режиму.
Однако в «сфере железнодорожного сообщения Сен-Готтард по-прежнему играет роль самой важной альпийской трассы», - считает ученый. По информации швейцарского национального железнодорожного концерна SBB ежедневно по Сен-Готтардской железной дороге следуют примерно 120 грузовых составов. В 2010 г. они за год перевезли в общей сложности 14,4 миллионов тонн грузов.
Есть мнение, что многие из этих поездов могли бы быть направлены на Симплон, или даже на Бреннер. Однако Бреннер сейчас находятся в стадии подготовки к серьезной реконструкции, а ремонтные работы на Симплоне уже ведутся. Потому ни та, ни другая траса быть серьезной альтернативой Сен-Готтарду сейчас просто не может.
Не является достойной альтернативой и объезд через французский Mont Cenis: «Эта трасса с точки зрения железнодорожной инфраструктуры оборудована совершенно не так, как в Швейцарии, по другим стандартам, а Бреннер уже сейчас хронически перегружен», - говорит Ульрих Вайдманн (Ulrich Weidmann), профессор Института транспортного планирования и транспортных систем при Цюрихской ВТШ (ETH) в интервью порталуswissinfo.ch.
«Трасса через Сен-Готтард является самой короткой трассой между Роттердамом и регионом Рурской области с одной стороны и Ломбардией и Генуей с другой стороны. Тем самым для грузовых перевозок она является важнейшей трассой, а для промышленности севера Италии она имеет даже критическое значение», - считает экономист Рико Маги (Rico Maggi) из Университета итальянской Швейцарии (USI). По его мнению, трансальпийское грузовое сообщение между немецкой Швейцарией и Северной Италией имеет особенное значение для поддержания промышленного роста и благосостояния в регионе Центральной Европы. На эту трассу приходится до четверти всех перевозимых через Альпы грузов.
Р. Магги вычислил, во что обойдется преждевременное закрытие Сен-Готтарда для грузового сообщения из кантона Тичина и в него. «Чем короче будет перерыв, тем сильнее будет склонность предприятий просто «перетерпеть» это неудобство, приспособив свою логистику к иным альтернативным вариантам и смирившись с возникновением побочных дополнительных расходов. Если закрыть Сен-Готтард сейчас, что такие расходы в общей сложности могут достичь 10 миллионов франков в год».
«Не следует опасаться, что закрытие Сен-Готтарда, скажем, на месяц, приведет к возникновению значительного экономического ущерба в том смысле, что фирмы могли бы начать подумывать о переезде куда-нибудь еще». А вот что было бы гораздо серьезнее с промышленной точки зрения, так это «постоянная ненадежность этой транспортной артерии», - считает профессор Р. Магги. В будущем речь должна, по его мнению, в любом случае идти о необходимости увеличения числа альтернативных транспортных путей.
«Самое смешное в случае с Сен-Готтардом заключается не в том, что здесь происходит концентрация на только одной оси транспортной мобильности, а в том, что здесь нет стремления построить две хорошо развитые транспортные альтернативы, то есть, нет желания добавить автомобильный четырехполосный туннель под Сен-Готтардом к системе NEAT, с учетом существования какой-никакой, но все-таки дороги через сам перевал, идущей «поверху».
Профессор Магги имеет в виду давнишнюю историю вокруг проекта строительства второй «трубы» автомобильного туннеля под Сен-Готтардом. Этому проекту суждено было стать самым спорным инфраструктурным проектом в Швейцарии, вокруг которого уже было сломано бесчисленное количество копий как за, так и против него. В пользу второй трубы, например, выступают кантон Тичино и кантональное тичинское Транспортное объединение.
Против расширения автомобильного тоннеля под перевалом выступают сторонники известной «Альпийской инициативы», в рамках которой выдвигается стратегическая цель постепенного перевода всех трансальпийских грузопотоков с автомобильных магистралей на железные дороги. Эти деятели призывают «учесть волю народа», который уже дважды, в 1994 и 2004 гг. высказывался на референдуме против «второй трубы». В ближайшем будущем, кстати, свое слово по данному проекту собирается сказать и Федеральный совет, правительство Швейцарии.
Особенное беспокойство нынешняя блокада железнодорожной ветки через Сен-Готтард доставила компании «Hupac AG», занимающейся как раз организацией транспортных перевозок по железной дороге. В компании опасались, что члиенты могут повернуться к поездам спиной, и сделать ставку только на одно использование автотранспорта.
Профессор Магги призывает не беспокоиться. «Клиенты и раньше были сторонниками перевозок по железной дороге не потому, что они хотели спасти мир, но потому, что это было осмысленным шагом с точки зрения экономики. Именно поэтому они опять вернутся на рельсы сразу, как только будет восстановлено движение, а все потому, что меры по перестройке всей своей логистики окажутся для них дороже привычных перевозок при помощи поездов».
«Сен-Готтард был и еще долгое время останется ахиллесовой пятой Швейцарии», - считает У. Вайдманн. «Эта трасса проходит по сложной с топографической точки зрения поверхности, а каких-либо достойных альтернатив тут просто физически быть не может». Вместе с тем он хотел бы «несколько снизить значение этой трассы в рамках общей швейцарской транспортной проблематики».
Имеется в виду, что зависимость от старой Сен-Готтардской железной дороги будет серьезно снижена после вступления в строй в 2016 г. системы NEAT, основой которой будет скоростной железнодорожный туннель, позволяющий добираться от Милана до Базеля меньше чем за три часа. «И эта система не будет свободной от относительно сложных участков, однако наиболее опасные районы перестанут в будущем влиять на качество и организацию перевозок».
Для историка Килиана Эльзассера с введением в строй проекта NEAT возникнет «новая транспортная ось, которая значительно снизит риск промышленного ущерба в случае наступления природных форс-мажоров, делающих невозможным использование каких-либо транспортных коммуникаций».
|