News
27.06.2012

Швейцария завоевывает «пороговые рынки»

Так называемые «пороговые страны» отчаянно форсируют свой экономический рост, не отступая перед регулярно возникающими перед ними трудностями. Поэтому богатая Швейцария, ВВП которой в 2010 году на душу населения в год составил 67 457 долларов, является для них очень заманчивым рынком сбыта. По данным Всемирного банка только Норвегия и Люксембург являются еще более привлекательными рынками.

С другой стороны такой завидной покупательной способностью обладают только 8 миллионов человек, проживающих в Швейцарии. В десяти же «пороговых» странах, с которыми Швейцария поддерживает тесные торговые отношения, проживают 2,9 миллиарда потенциальных покупателей. И, конечно же, швейцарские компании хотели бы использовать этот потенциал к своей выгоде.

Несмотря на столь некстати случившееся усиление швейцарского франка в 2010 году швейцарский экспорт в Китай, Сингапур, Россию, Индию, ОАЭ, Бразилию, Турцию, Польшу, Саудовскую Аравию и Чехию составил сумму в 29, 73 миллиарда франков, что в два раза больше, чем импорт в Швейцарию из этих стран.

ЕС, который всегда был самым главным торговым партнером Швейцарии, вот уже пять лет никак не вылезет из тяжелого структурного и финансового кризиса. Все это соответствующим образом отражается на торговом балансе. Если в 2008 году в ЕС ушел 61% от швейцарского экспорта, то в 2011 г. этот показатель опустился на уровень 57%. Понижательная тенденция в следующие годы будет только усиливаться, считают эксперты.

«Слабый промышленный рост в Европе ведет к сокращению деловых возможностей на этом направлении. Именно поэтому для Швейцарии столь важна диверсификация ее целевых рынков. Сам Европейский союз признает, что до к 2015 г. 90% глобального экономического роста придется на страны за пределами Западной Европы», - указывает, например, Филипп Гуглер (Philippe Gugler) из университета г. Констанц в интервью портала swissinfo.ch.

На этом фоне цели и задачи швейцарской Организации поддержки промышленного экспорта (OSEC) на 2012 - 2015 гг. выглядят довольно откровенно: «Целью OSEC является завоевание рынков, находящихся за пределами зон евро и доллара, а так же в странах, с которыми Швейцария подписала Договоры о свободной торговле».

Так называемые страны группы BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) имеют в сумме почти 2,8 миллиарда жителей, а потому занимают в этих дерзких планах центральное место. По данным швейцарского Министерства финансов экспорт в эти страны из Швейцарии составил в 2011 году 16, 709 миллиарда франков, что означает рост на 43% в течение двух лет. Впрочем, одними странами этой группы дело не ограничивается.

«С географической точки зрения рынок стран группы BRIC и в самом деле является для швейцарских компаний рынком с огромным потенциалом. Однако очень важно не упускать из виду рынки других, не столь крупных стран, которые не столь насыщены, как рынки крупных стран, а потому могут обещать солидные цифры промышленного и торгового оборота», - разъясняет Ф. Гуглер в интервью порталу swissinfo.ch.

По данным официального представителя OSEC Патрика Дизмедяна (Patrick Djizmedijan) в числе весьма привлекательных для Швейцарии рынков, кроме Китая и Индии, находятся и рынка стран Латинской Америки, в первую очередь таких государств, как Бразилия и Мексика. «Очень хорошо развитый рынок в Чили. Перу в последнее время демонстрирует впечатляющий рост, в Колумбии и Бразилии для нас открываются интересные возможности в области развития инфраструктуры».

Патрик Дизмедян указывает, также, на важность ОАЭ – экспорт на берега Персидского залива из Швейцарии почти равен по объему экспорту в Индию или Канаду. В странах «третьего мира» присутствуют почти все крупные швейцарские корпорации. А вот малым и средним фирмам сделать это не так просто.

«Такие страны, как Китай, Индия, но также Иордания, Египет или Бангладеш, представляют собой экономики, спрос в рамках которых все более вестернизируется. И это предоставляет МСП дополнительные возможности», - разъясняет ситуацию директор по продажам компании «K-Team» Клод Несси (Claude Nessi) в беседе с корреспондентом портала swissinfo.ch.

Эта фирма со штаб-квартирой в городе Валорб (Vallorbe/кантон Во) вот уже 18 лет успешно разрабатывает и производит робототехнику. Значительная часть ее продукции уходит на экспорт в самые разные страны.

Для К. Неси нет интересных или менее интересных регионов, самым главным критерием для него является специализация. «На рынках пороговых стран мы успешно ищем рыночные ниши. Технику же нашего производства мы поставляем пока в более развитые страны, так как именно там велик спрос на такие изделия, и именно там ими элементарно умеют пользоваться».

По данным Ф. Гуглера швейцарским МСП вполне по силам более успешно продвигаться на специфические городские рынки с более сильной покупательной способностью: «Единственным путем к успеху является концентрация на продукцию и услуги с высокой степенью добавленной стоимости. Уникальность – вот наше ключевое слово».

Представитель OSEC согласен: «Швейцарские компании – это нишевые игроки. Только наша страна способна производить уникальные товары высочайшего качества». Поэтому он призывает швейцарские МСП и дальше искать свои ниши на рынках «пороговых» стран.

Впрочем, всем понятно, что рынки этих стран потому и называются «пороговыми» или «рискованынми» (emerging markets), что возможности бизнеса идут тут рука об руку с коррупцией, преступностью, политической нестабильностью, протекционизмом и неопределенностью.

Свою долю в это вносят и некоторые западные фирмы, которые не считают необходимым придерживаться в этих странах европейских и вообще цивилизованных стандартов. Свести воедино все эти проблемные направления и столь разнонаправленные интересы очень сложно.

«Риски и выгоды всегда существуют параллельно. Важно быть хорошо подготовленным, заранее проведя, например, серьезный анализ рынка. Необходимо искать и находить партнеров, которые уже хорошо узнали ситуацию на данном рынке. В противном случае неудача будет совершенно логичным следствием», - подчеркивает П. Дизмедян.

Ф. Гуглер указывает со своей стороны необходимость и обязанность компаний так вести свои дела, чтобы интересы компании и прибыли не противоречили идеалам общественного блага.

На фото: Швейцарская компания «Hochdorf» производит молочные продукты для азиатских и арабских стран (Keystone).


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version