Швейцарский федеральный закон, регулирующий экспорт вооружений, военных материалов и товаров двойного назначения (Kriegsmaterialexport-Gesetz) считается в мире одним из самых строгих. И все равно – регулярно кто-нибудь либо нарушает его положения, либо хитро обходит их. И тогда пресса получает в свое распоряжение долгожданную сенсацию.
Эрвин Боллингер (Erwin Bollinger) из Государственного секретариата по вопросам экономики (Staatssekretariat für Wirtschaft - Seco) и, одновременно, руководитель швейцарской делегации при Конференции ООН по торговле оружием подчеркивает в интервью порталу swissinfo.ch, что он бы весьма приветствовал подписание глобального соглашения (по торговле вооружениями и военными материалами), пусть даже по строгости он не будет дотягивать до швейцарских стандартов.
Напомним, что швейцарское законодательство запрещает поставки военных материалов в государства, вовлеченные во внутренние или международные вооруженные конфликты, или в страны, в которых имеет место систематические и грубые нарушения прав человека. Запрещено также поставлять оружие в страны, которые получают от Швейцарии экономическую и/или гуманитарную помощь, а также в случае, если существует реальная опасность, что оружие будет применено против мирного гражданского населения, или будет продано далее в "ненадежные" третьи страны.
«Мы надеемся на подписание с правовой точки зрения обязывающего международного соглашения, участниками которого будет как можно большее число членов ООН», - говорит Эрвин Боллингер. По его мнению, этот документ должен в идеале «покрывать» большую часть обычных вооружений, включая так называемое ЛСО (легкое стрелковое оружие) и все основные виды трансферта оружия: экспорт, реэкспорт, трансферт технологий, импорт.
Любая поставка вооружений и/или военных материалов должна опираться на свод четких, недискриминационных критериев. Каждое ходатайство о таких поставках должно рассматриваться отдельно. По мнению Швейцарии очень важно, чтобы такой документ охватывал еще и запчасти и технологии, так как последние могут привести к фактическим поставкам в обход существующих критериев и запретов.
Ади Феллер (Adi Feller) из антивоенной организации «Группа Швейцария без Армии» (Gruppe Schweiz ohne Armee - GsoA) настроен, однако, пессимистично, что касается перспектив подписания такого документа. Прогресс «возможен только в весьма ограниченном масштабе. Если дело и дойдет в итоге до подписания какого-либо документа, то базироваться он будет на самом маленьком общем знаменателе. Страны, которые будут выступать против нарушений прав человека как критерия для запрета поставок оружия, уж постараются найти способ обойти его».
Андреас Майер (Andreas Meier), руководитель департамента экспортного контроля компании «Rheinmetall Air Defence AG» (RAD, ранее – «Oerlikon Contraves»), поддерживает введение критерия прав человека в систему торговли вооружениями и военными материалами. Об этом он заявил в статье, опубликованной в журнале швейцарской секции международной правозащитной организации «Amnesty International» (AI).
При этом он ссылается на «нравственный кодекс», которому подчиняется его концерн в своей деятельности, но указывает, что гипотетический международный договор не будет иметь шансов в случае, если сформулирован он будет столь же строго, как и соответствующие положения швейцарского законодательства. «Этот документ едва ли что-то изменит в деятельности концерна RAD, поскольку он и так уже учитывает положения швейцарского закона, обладающего куда более широким охватом», - цитируют его в июньском выпуске упомянутого журнала.
По мнению Э. Боллингера, защиту прав человека и деловые интересы ВПК можно будет подогнать «под одну крышу» только в случае формулирования справедливых рамочных условий для такого специфического вида деятельности, как торговля оружием. «Торговля вооружениями и запасными частями к нему приобретает все более глобальные масштабы. Компании ВПК испытывают все большее давление, так они обязаны наращивать объемы продаж».
Э. Боллингер отвергает утверждения, согласно которым заключение международного соглашения, регулирующего торговлю оружием, могло бы побудить Швейцарию смягчить свое собственное национальное законодательство в этой сфере. «У нас в Швейцарии существует очень критично настроенное гражданское общество, а потому попытки смягчить национальное законодательство в области торговли вооружениями ни в коем случае не останется незамеченным».
Брайан Вуд (Brian Wood) курирует вопросы торговли оружием в организации «Amnesty International». Он так же подчеркивает значение бдительного гражданского общества в Швейцарии. «Швейцарская общественность, а также парламент и политические лидеры – вот те силы, которые должны будут обеспечить соблюдение жестких национальных норм в сфере регулирования торговли вооружениями». Он приветствует позицию Швейцарии в рамках Конференции ООН по торговле оружием, равно как и букву соответствующих законов Конфедерации.
Но – «дьявол скрывается в мелочах. Необходимо каждый раз внимательно вчитываться в детали (швейцарского закона) и смотреть, как он применяется на практике». Парламент Швейцарии должен будет в будущем пересмотреть некоторые его положения с учетом, например, невозможности контролировать то, что делает с полученным оружием конечный потребитель.
По мнению Б. Вуда проблема заключается не в позиции Швейцарии, а в факторе времени – на выработку окончательного текста международного соглашения по торговле оружием отводится всего три недели (с 2 по 27 июля 2012 г. в Нью Йорке), то есть «на переговоры между 193 государствами дается всего 114 часов переговоров». Он предупреждает, что полный запрет торговли оружием – цель недостижимая. Правительства должны себе, скорее поставить вопрос о том, как можно было бы ограничить эту торговлю, как сделать торговцев военными материалами более ответственными игроками на мировом рынке, и как сделать так, чтобы торговля вооружениями не сползала в «криминальное подполье, где не действуют вообще никакие законы».
«Такая перспектива более реалистична. И сейчас дверь немного приоткрылась, шансы есть, и я призываю граждан Швейцарии, распахнуть эту дверь как можно шире», - говорит Б. Вуд. А что собственно думает по всему этому народ? Швейцарский избиратель, как показывает история, не склонен уж так сильно ограничивать экспорт вооружений из Конфедерации. В период с 1972 по 2009 г. избиратели отвергли целых три законодательные инициативы, предлагавшие полностью запретить экспорт вооружений и военных материалов из Швейцарии. Аргументация каждый раз была одна и та же: рабочие места куда важнее абстрактного гуманизма.
Однако сторонники запрета не сдаются. Так, например, организация «Foraus», «мыслительная фабрика», близкая к швейцарскому МИД, настойчиво требует большей прозрачности при принятии правительственных решений в области экспорта вооружений. Эксперты в области международного права и церковные круги постоянно указывают на противоречие между Швейцарией – депозитарием Женевских конвенций и Швейцарией – одним из мировых лидеров в сфере военного экспорта.
В самом деле – в 2011 г. Швейцария экспортировала военных материалов и вооружений на сумму в 872,7 миллионов франков. По официальным данным это соответствовало 0,4% от ВВП страны. В истории последних 50 лет Швейцария постоянно попадала в скандалы, связанные с экспортом вооружений.
Последний такой скандал разразился совсем недавно, когда организация «Amnesty International» выявила факт поставки швейцарских боеприпасов со слезоточивым газом в ЮАР, откуда потом они были реэкспортированы в Д. Р. Конго, без учета более чем хрупкого мира и сообщений международных правозащитных организаций о нарушениях прав человека в этой стране. Большая часть этих боеприпасов была изготовлена швейцарской фирмой «Brügger & Thomet».
|