News
03.07.2012

Джазовый фестиваль в Монтрё: на пути в цифровое будущее

Разбор архивов Джазового фестиваля в Монтрё проходит в рамках проекта «Montreux Jazz Digital Project», причем первые результаты уже налицо. Речь идет, например, о так называемом «звуковом коконе», супер-современной кино-кабине с почти идеальной способностью абсорбировать звук, стены которой состоят почти из одних громкоговорителей и специального экрана. Находится это чудо техники в помещении Школы дизайна ECAL в городе Рененс (Renens), что под Лозанной.

Первым, кому было предоставлено право протестировать новейшее изобретение, был, разумеется отец-основатель фестиваля 76-летний Клод Нобс (Claude Nobs). Сидя перед монитором с пультом дистанционного управления в руках, он выискивает себе для просмотра и прослушивания один из многих тысяч концертов, прошедших в рамках фестиваля, начиная с 1967 года. Знатоки говорят, что когда видеоархив концертов будет готов, он станет одним из самых больших архивов такого рода в мире.

«Кабина создает полную иллюзию присутствия на концерте», - восхищается Нобс, - «Здесь все просто сплошная фантастика, причем я имею в виду не только качество звука и изображения. Речь идет и о совершенно невероятной подборке материалов. Например, я могу нажать кнопку «Jazz», потом выбрать имя, например - B.B. King, и в моем распоряжении окажутся всего его концерты, которые он когда-либо давал в рамках фестиваля. Просто с ума сойти…!»

Пока Клод Нобс является единственным пользователем уникальной техники, но скоро потенциалом мини-кинотеатра на четыре кресла смогут воспользоваться представители спонсоров, гости фестиваля, и даже избранные счастливцы из числа обычной публики. Этот концепт по имени «Black Maria» был представлен за неделю до начала очередного фестиваля в Лозаннском отделении Цюрихской высшей технической школы (EPFL).

В создании этого «музыкального кокона» принимали участие почти две сотни дизайнеров и звукотехников. Работы длились 18 месяцев, итогом стал шеститонный прототип, впервые наглядно иллюстрирующий, насколько эффективным и плодотворным оказалось сотрудничество Фестиваля, EPFL и частных спонсоров. Общий бюджет проекта – 22 миллиона франков. Проект был запущен в 2007 г. с целью сделать огромный аудиовизуальный архив Фестиваля более доступным для потребителей.

По словам Александра Делидэ (Alexandre Delidais), менеджера проекта, который реализовывался в рамках центра «MetaMedia Centre» при EPFL, архивы Фестиваля завоевали у студентов огромную популярность. «Этот архив стал огромным творческим импульсом и вдохновением для всех ученых», - говорит он в интервью порталуswissinfo. Мини-кинотеатр – это еще далеко не все. Всего в рамках упорядочения архива Фестиваля существует примерно десяток исследовательских групп, которые занимаются звуко- и видеоматериалами. Материалы, переведенные в цифровой формат, уже сейчас используются для различных издательских проектов и для реализации проектов, в рамках которых пользователи получают доступ к несметным архивным сокровищам Фестиваля.

Среди таких проектов – создание так называемых «звуковых зонтиков», под которыми предусмотрено место для четырех человек. Раскрыв такой зонтик, люди могут, даже находясь в общественном месте, например, в кафе, либо создать свою собственную звуковую атмосферу, или вообще оградить себя от каких-либо звуков из вне. Эту технологию можно использовать не только в кафе или в музее, но и у себя дома. «Система специальных микрофонов может обеспечить вам в каждой комнате, и даже в каждом отдельном углу одного помещения, совершенно уникальную звуковую атмосферу», - говорит ученый акустик Ксавьер Фалур (Xavier Falourd).

Еще одна группа ученых и исследователей представила специальную мобильную стену, оснащенную 64 специальными громкоговорителями. Они способны либо производить звуки, либо их надежно поглощать, так что данная стена может использоваться в качестве переносного звукового барьера. «С такими стенами и с такой звукоизоляцией можно спокойно спать даже по соседству с самым буйным ночным клубом. Никакие, даже самые толстые бетонные стены с такой техникой не сравнятся», - говорит работающий в EPFL ученый Эрве Лиссек (Hervé Lissek).

Впервые Джазовый фестиваль прошел в Монтрё в 1967 году, и уже тогда Клод Нобс методично записывал и архивировал каждый концерт. За прошедшие десятилетия возник огромный архив объемом в 5 тыс. часов видеоматериала. Всего было записано примерно 4 тыс. концертов. Информация хранится на 10 тыс. единицах носителей в 12-ти различных форматах. В настоящее время ЮНЕСКО рассматривает возможность включения этого архива в список мирового культурного наследия. Решение на этот счет будет принято буквально в ближайшие дни.

EPFL курирует процесс перевода архива Фестиваля в цифровую форму с 2011 года. Завершение проекта ожидается в 2013 году. Затем каждые 7-10 лет архив будет переводиться в актуальный цифровой формат с тем, чтобы накопленные данные продолжали быть доступными и будущим поколениям. Впрочем, партнеры и участники этого проекта не намерены ограничиваться только технической стороной дела.

В конце этого месяца специальное жюри должно определить победителя архитектурного конкурса на строительство «Montreux Jazz Lab» («Джазовая лаборатория Монтрё»), в составе которой будут работать «Джаз-кафе», концертный зал и специализированный исследовательский центр. Реализовано все это будет на территории кампуса EPFL рядом с футуристическим зданием библиотеки Учебного центра (Learning Centre).

Любители джаза и вообще хорошей поп-музыки внимательно наблюдают за проектом – ведь на данный момент доступ к историческим записям концертов Фестиваля возможен только для посетителей сети «Монтрё-джаз-кафе». Пока такие кафе работают только в Женеве и Цюрихе. В июле этого года первое кафе такого рода откроется в Лондоне. Позже планируется открыть такие кафе в Нью-Йорке, Париже, Франкфурте-на-Майне и Копенгагене.

Следует учитывать, что оригиналы записей концертов находятся в распоряжении компании «Montreux Sounds», основанной Клодом Нобсом в 1995 году специально для работы с архивами, но авторские права на сам контент находятся в руках собственно исполнителей. В рамках действующего права, регулирующего использование интеллектуальной собственности, есть возможность, однако, использовать эти материалы с научными целями. Строительство «Montreux Jazz Lab» станет удачным компромиссом, который позволит изучать записи и делать их доступными практически для всех желающих.

Сам Клод Нобс мечтает о возможности однажды выложить весь архив в сеть, чтобы сделать его доступность в прямом смысле глобальной. «Я уверен, что в будущем интернет станет одним большим хранителем информации. Пять минут видеоматериалов помноженные на 5 000 часов дает 25 тыс. минут бесплатной музыки. Те же, кто захотят увидеть весь концерт целиком, будут платить небольшой сбор в пользу музыкантов. Я всегда любил делиться со всеми тем, что у меня есть. Поделиться с миром архивом Фестиваля – мой абсолютный приоритет».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version