В Швейцарии в последнее время увеличивается количество людей, не уезжающих на лето к теплым морям, но остающихся дома для того, чтобы пойти на музыкальный летний фестиваль под открытым небом. Ведь на его территории они, хотя бы некоторое время, могут окунуться в осуществленную утопию мирного и дружелюбного мира». Это говорит знаток фестивалей и музыкальный критик Йодок Кобельт (Jodok Kobelt) в интервью порталуswissinfo.ch.
Свои широкие познания о мире таких фестивалей он накопил с 1983 по 1999 гг. работая радиоведущим и репортером швейцарского радио DRS 3. По его оценкам, бизнес в этой области переживает сейчас бурное развитие, а потому, наряду с устоявшимися фестивалями с давними традициями и историей, активно возникают все новые и новые фестивали.
Сколько их теперь всего не может точно сказать даже такой «зубр» как Кристоф Хубер (Christof Huber), организатор авторитетных и популярных смотров «опен-эйр» в Санкт-Галлене и Арбоне и одновременно генеральный секретарь международного объединения фестивальных продюсеров «Yourope». По его прикидкам в Швейцарии в год проводится до 300 фестивалей. По числу европейски признанных фестивалей Швейцария находится в очевидных лидерах, подчеркивает он.
Как выглядит идеальный фестиваль под открытым небом? «Он должен дать возможность встретиться с друзьями и коллегами, завести новые знакомства, выпить при этом как следует и неплохо тут же закусить, заработать себе мокрые ноги и грязные штаны – в зависимости от погоды! Ну и конечно послушать хорошую музыку», - так считает Йодок Кобельт.
«В центре, таким образом, не должны стоять какие-то музыкальные открытия. Музыка и все, что с ней связано, должны образовывать некую единую эмоциональную вселенную, превращаться в своего рода общественно-музыкальный ритуал. Имя исполнителя на афише, на самом деле, играет не главную роль. Посетителям достаточно поверить в то, что музыка будет хорошей – оправдать это доверие является задачей устроителя фестиваля».
Пока эту задачу швейцарским продюсерам и менеджерам удавалось решать довольно хорошо. На это, по мнению Й. Кобельта, указывает тот факт, что практически все устраиваемые фестивали распродаются почти мгновенно. «В Швейцарии стало привычкой и традицией уже на Рождество дарить «открытые билеты» на фестивали, которые пройдут только летом, и участники которых еще не определены», - говорит он. Й. Кобельт подчеркивает, что с течением времени разные фестивали закрепили за собой те или иные направления и тенденции в современном музыкальном бизнесе.
«На фестивалях в Санкт-Галлене и в Берне (Гуртенский фестиваль – по имени горы Гуртен под Берном) в основном играют рок с примесью многообещающих звезд из мира «инди-музыки». Фестиваль «Paléo Nyon» удачно смешивает известных и менее известных англоязычных и франкоязычных звезд, добавляя ко всему этому долю того, что принято называть «Worldmusic». На фестивале во Фрауэнфельде доминирует хип-хоп, в Монтрё ставка делается на джаз, ритм-энд-блюз, в то время как фестиваль «Greenfield» привлекает поклонников тяжелого рока».
«Современная ситуация характеризуется четкой тенденцией отказа устроителей от попыток предложить публике эксклюзивную программу», - считает Й. Кобельт, владелец и автор популярного блога globalsounds.info. Так, например, мега-звезда из США Ленни Кравитц выступит в качестве «хедлайнера» в сезон 2012 года сразу на четырех фестивалях – в Paléo, Монтре, Берне («Гуртен-Фестиваль»), а так же на фестивале «Moon and Stars» в Локарно.
По мнению Й. Кобельта, это все не является случайностью. «Во-первых, если взять того же Ленни Кравитца, то он всегда относился к числу артистов, гастролирующих много и охотно. Во-вторых, этот музыкант универсален в том смысле, что он соответствует самым разным творческим и музыкальным представлениям и вкусам – он может играть «громко и тяжело», а может и «тихо и легко».
По мнению К. Хубера рынок музыкальных фестивалей за последние 20 лет изменился полностью. «Следует задать себе вопрос – стоит ли на пятачке в 20-30 километров диаметром устраивать каждую неделю очередной фестиваль», - задает он вопрос, указывая на то, что «слишком высокая плотность такого рода мероприятий усложняет их подготовку. Например, фестивалю в Санкт-Галлене уже 36 лет, это один из старейших праздников такого рода в Швейцарии, однако каждый год мы придумываем какие-то новые фестивали».
Он решительно опровергает слухи о том, что швейцарские фестивали платят своим участникам на сцене самые высокие гонорары. В Великобритании, Германии, Скандинавии и Голландии звезды зарабатывают куда больше, так как там и рынок тоже куда шире. «В Англии, например, проводятся фестивали, входной билет на которые стоит от 200 до 250 фунтов, что в пересчете на франки составляет от 300 до 370 франков. В Швейцарии же самый дорогой билет на фестиваль не стоит дороже 200 франков».
Да, «бюджеты больших фестивалей могут исчисляться миллионами, однако особой прибыли все равно все это не приносит. Конечно, устроители и менеджеры не остаются внакладе, но на фоне торгового оборота, достигаемого на больших швейцарских фестивалях, чистая прибыль выглядит очень скромно», - указывает Й. Кобельт. По оценкам К. Хубера «последний год выглядел для нас вполне неплохо, а вот три года назад мы потерпели значительные убытки из-за резкого, на 6 тыс., сокращения числа проданных входных билетов». Для того чтобы справляться с такими обстоятельствами, устроители фестивалей нуждаются в «длинном дыхании» и, что самое главное, в финансовой стабильности.
«Без спонсоров больших фестивалей в Швейцарии не было бы», - согласны Й. Кобельт и К. Хубер. «Их взносы позволяют сократить накладные расходы. Так, например, в Санкт-Галлене взносы спонсоров покрывают 20% бюджета фестиваля. Присутствие спонсоров важное еще и с инфраструктурной точки зрения, ведь они предоставляют гостям праздников разного рода сервисы, такие, как возможность пользоваться банкоматом или подзаряжать свои смартфоны».
|