Демократия, которая отказывает в праве слова тем, кто годами вносит свой вклад в ее же собственное процветание, не может считаться полноценной.
Такого мнения придерживается Джанни Д`Амато (Gianni D'Amato), руководитель Швейцарского центра исследований в области миграции и демографии (Schweizer Forum für Migrations- und Bevölkerungsstudien), профессор университета города Невшатель.
swissinfo.ch: Официальные власти Швейцарии подчеркивают постоянно, насколько важна интеграция иностранцев в общество страны. И, тем не менее, сейчас этой категории лиц отказано в праве принимать участие в политических процедурах, таких, как выборы. С чем это связано?
Джанни Д`Амато (Gianni D'Amato): Существуют два взгляда на ценность и значение политической партиципации (именно так на языке социологии называется право выбирать, быть избранным и т.д.). Некоторые рассматривают избирательное право как своего рода выигрыш в лотерею, происходящий в конце длительного процесса адаптации и интеграции иностранца в новое общество, то есть имеется в виду, что избирательное право проистекает из факта получения формального свидетельства о получении гражданства.
Другой подход прямо противоположен – партиципация это, скажем так, школа гражданина. Только через участие в политических процедурах гражданин становится гражданином, получая реальное право стать полноправным членом нового общества.
В Швейцарии наблюдаются и практикуются оба этих подхода. В то время как в западной Швейцарии, где в пяти кантонах иностранцы имеют право голоса на общинном и кантональном уровне, исповедуется второй подход, в немецкой и итальянской частях Швейцарии говорят: вы сначала адаптируйтесь, интегрируйтесь (что бы это ни означало) – а там посмотрим…
swissinfo.ch: Какое место занимает Швейцария в сфере обеспечения участия людей в политических процедурах и процессах в европейском сравнении?
Д.Д'А.: В европейском зачете Западная Швейцария стоит на одном из первых мест, остальная Швейцария – скорее такой крепкий середнячок. Наиболее прогрессивны здесь скандинавы, Бельгия и Голландия. Остальные страны вообще не знают, что такое право голоса для иностранцев.
С обширными правами, правда, внутри ЕС связан относительно новый статус «гражданина союза». Все граждане ЕС имеют право избирать и быть избранными на уровне общин своего проживания, кроме того, они имеют право избирать европейский парламент. Идея о том, что человек может передвигаться из одного европейского государства в другое без поражения в своих избирательных правах – это и в самом деле эпохальное достижение.
swissinfo.ch: С чем связан тот факт, что в кантонах западной, франкоязычной, Швейцарии участие иностранцев в политике на коммунальном и кантональном уровне куда более распространено, нежели в немецкой Швейцарии?
Д.Д'А.: Западная Швейцария имеет совсем иную политическую культуру в отношении того, как нужно рассматривать и оценивать (гражданские) права. Здесь распространено либеральное толкование принципа «принадлежности», которое гарантирует права и желает ставку на будущее развитие индивида.
В немецкой же части страны господствует исповедовавшаяся еще Руссо убежденность в необходимости каждого вносить свой вклад в усиление общественного блага. Здесь речь идет о республиканском представлении, которое сначала хочет получить для себя гарантию лояльности, и только потом, если факт лояльности доказан, оно дает право голоса.
swissinfo.ch: На протяжении последних лет народ немецкой части страны постоянно и очень отчетливо проваливал любые законопроекты, связанные в предоставлением иностранцам права голоса на кантональном уровне. Сейчас такой законопроект подготовлен в Цюрихе, но и его, скорее всего, постигнет незавидная судьба. Означает ли это, что еще рано обращаться к этой проблематике, что время еще не созрело?
Д.Д'А.: Просто в Швейцарии царит фундаментальное понимание гражданства и связанных с ним политических прав как привилегии, которая полагается только гражданам с «правильными» жизненными установками. Привилегии имеют, как известно, особую ценность. Эту ценность никто не хочет подвергать девальвации. Ведь если права гражданства сможет получить каждый, то тогда ценность такой привилегии начинает стремиться к нулю.
swissinfo.ch: Может быть, свою роль играет тут латентный страх перед чужаками, перед чем-то неизвестным?
Д.Д'А.: Да, в какой-то степени речь и в самом деле идет о недоверии по отношении к людям с «миграционным фоном», словно эти люди, приехав в Швейцарию, до сих пор не понимают толком, где они и что происходит вокруг. Царит убеждение, что участвовать в политике страны можно только по прошествии определенного времени, после достижения некоей степени социализации. Именно эти аргументы и приводятся всякий раз, когда вновь необходимо торпедировать законопроект о предоставлении иностранцам права голоса.
swissinfo.ch: А кстати – что сами иностранцы? Они вообще хотят голосовать, или им все равно?
Д.Д'А.: Конечно, можно прекрасно жить и не имея права голоса. Многим и в самом деле важнее иметь работу и возможность прокормить семью, нежели право заниматься локальными политическими вопросами. Многие швейцарцы, кстати, тоже не очень-то интересуются политической сферой.
Но эта проблематика содержит еще и символическую компоненту: ведь право голоса означает наличие доказательства моей личной экзистенции. Я голосую –значит я существую, примерно так… Полностью личностное признание в условиях демократии наступает только после получения полного набора политических прав.
swissinfo.ch: То есть получается, что мы живем в обществе, состоящем из двух классов?
Д.Д'А.: На самом деле мы живем в обществе не двух, а целого ряда классов. Есть исконные жители, автохтоны, швейцарки и швейцарцы. Есть граждане Конфедерации, проживающие за рубежом, которые имеют право голосовать, но на которых никоим образом не отражаются последствия принятых с их участием решений. Наконец, есть мигранты, которые живут в Швейцарии, но которые не имеют политических прав. Среди них, правда, выделяется привилегированная группа высокопоставленных и высокообразованных иностранных специалистов, так называемых «экспатов». К ним-то как раз власти относятся «с большим пониманием».
Все это тесно связано с психологией – одних в стране охотно хотят видеть, других общество принуждено терпеть через силу. К тем, кого приходится терпеть, общество относится скорее скептически. К тем, кого оно хочет видеть – тоже, но при этом общество все-таки понимает ценность этих людей, поскольку без них Швейцария не удержала бы свой нынешний уровень благосостояния.
swissinfo.ch: Альтернатива, которая предлагается, в частности, в Цюрихе, связана с созданием советов иностранцев. Даст это что-нибудь в итоге?
Д.Д'А.: Лучше так, чем никак, однако с демократией это не имеет почти ничего общего: эти советы суть ведь только посредники, причем зачастую отобранные самими же властями. Это такие идеальные иностранцы, которые никому не мешают, но при этом они в состоянии предупредить о возможных проблемах.
Однако истинная демократия рождается из духа противоречия и дискуссии. Этого как раз нельзя забывать. А когда ты выступаешь только в роли просителя, то ни о какой полноценной демократии речи и быть не может.
|