8 октября 2021 года, в пятницу, в 18.00 в Доме-музее А. И. Герцена открывается международная выставка «Макс Фриш. Теrra Incognita», приуроченная к 110-летию со дня рождения одного из ведущих швейцарских писателей и драматургов. Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964). Свои романы Фриш часто облекает в форму дневниковых записок. Герои романов и пьес Фриша пытаются решить так называемую «проблему идентичности», отказаться от роли, навязанной им обществом, и обрести свою внутреннюю «сущность».
Эта выставка объединяет две, казалось бы, не связанные между собой темы: первую профессию писателя Макса Фриша архитектуру, и его отношение к России и Советскому Союзу. Однако связь эта лежит не на поверхности. Архитектура означала для Фриша работу для общества. Он искал иные пространства – ясные, функциональные, пригодные для жизни, и, не находя, создавал их сам – будь то бассейн в Летциграбене, частный дом, эскиз Цюрихского театра или город будущего.
Трагедии XX века заставляли писателя, этого швейцарского «диссидента», искать альтернативы существующему миропорядку, который он называл «исходом Просвещения» (речь 1986 г.). Но ни многочисленные путешествия (послевоенная Германия, Польша, Италия, Иерусалим, Балканы, Япония, Куба, Мексика), ни три поездки по СССР (в 1966, 1968 и в 1987 гг.), ни переезд в Германию (Берлин, 1972 г.), ни жизнь в США (Нью-Йорк, начало 1980-х гг.) не приносят ему «чувства жизни». «В наше время нет больше terra incognita (кроме России)», – скажет он в своем романе «Штиллер». Тоска по неизведанному, по утопии была подчас сильнее реальности, которая его окружала. «Утопия необходима. Она – магнит, который не отрывает нас от действительности, но задает направление нашей жизни на протяжении двадцати пяти тысяч рутинных дней». Осуществления этой утопии он искал в русской литературе и обобщенном «образе России». Хотя советская реальность оказалась, конечно же, совсем иной, однако Фриша привлекала монументальная мощь советской архитектуры.
Писатель критиковал современную ему модель западного общества: то неистово боролся с реальностью, то уходил от нее, погружаясь в себя и свое творчество. Многие его архитектурные эскизы так и остались невоплощенными; утопии и мечты об иной, лучшей жизни в демократическом обществе – нереализованными. Макс Фриш не давал готовых ответов, он задавал вопросы, втягивая читателя в процесс размышления и сотворчества. Эти вопросы из «Дневника 1966 – 1971 года» сопровождают всю выставку.
Выставка подготовлена Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля (ГМИРЛИ) совместно с Посольством Швейцарской Конфедерации в Москве, Архивом Макса Фриша в Цюрихе, Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ) и его Международным Российско-Швейцарским центром.
На выставке представлены копии материалов из швейцарских архивов, фотографии и книги из фондов ГМИРЛИ.
Над проектом работали:
Наталия Бакши (директор Международного Российско-Швейцарского центра РГГУ), Елена Наумова (Отдел культуры Посольства Швейцарской Конфедерации в Москве), Ирена Желвакова (Отдел ГМИРЛИ – Дом-музей А. И. Герцена), Светлана Головко (Дом-музей А. И. Герцена)
Евгения Ионова, художник (Отдел выставок ГМИРЛИ), Анна Епанешникова, графический дизайн (Отдел выставок ГМИРЛИ)
|