Политика


Швейцария – это нация, образованная по собственной воле (концепция «политической нации»). Она не образует этнического, языкового или религиозного единства. В 1848 г. Швейцария стала федеративным государством – одним из 23-ех в мире и вторым после США. Политическая структура Швейцарии имеет три уровня:

  • федерация
  • кантоны
  • общины


Федерализм


Федерация (федеральные органы государственной власти) выполняет задачи, возложенные на нее Конституцией. В первую очередь это вопросы внешней политики, безопасности и денежного обращения, налогообложения, правового урегулирования и обороны страны. Задачи, не относящиеся к компетенции государства, возлагаются на политическую единицу менее высокого уровня – на кантоны.


В составе Швейцарии 26 кантонов. Часто встречающееся название «полукантон» не должно вводить в заблуждение. «Полукантоны» имеют все полномочия настоящих кантонов (каковыми они и являются). Это название просто указывает, что когда-то полукантоны (например, Аппенцель Внешний и Аппенцель Внутренний, Базель-городской и Базель-сельский, Обвальден и Нидвальден) были в административном смысле единым целым.


Кантоны являются первоначальными элементами, которые в 1848 г. добровольно объединились в союзное государство и передали ему часть своего суверенитета. Каждый кантон имеет собственную конституцию, свои законодательные и исполнительные органы и суд. Такая форма прямой демократии, как собрание всех жителей кантона (Landsgemeinde) существует только в кантонах Аппенцель Иннерроден и Гларус. Во всех остальных кантонах жители принимают решения путем всеобщего тайного голосования.


Все кантоны разделены на общины. На 1 января 2010 г. в Швейцарии насчитывалось 2 596 общин. Но их число постоянно сокращается вследствие слияния одних общин с другими. Около 20% общин имеют собственный парламент. В остальных 80% решения принимаются демократическим путем - на собрании всех жителей общины. Степень автономности общин различная и определяется соответствующими кантонами.


Прямая демократия


Ни в каком другом государстве так хорошо не развито право народа на участии в государственном правлении, как в Швейцарии. Демократические традиции, имеющие в Швейцарии глубокие корни, сравнительно небольшие размеры страны и численность населения (примерно 7,6 миллиона человек), а также высокий уровень грамотности и разнообразные СМИ обуславливают слаженное функционирование этой особой формы государственной власти.


В выборах парламента страны участвуют все граждане Швейцарии, достигшие 18-летнего возраста. Они имеют активное и пассивное избирательное право, т.е. право избирать и быть избранными. Выборы депутатов в Совет кантонов проходят в соответствии с кантональными законами и не входят в компетенцию федеральных властей. Следующие выборы в палаты парламента (а затем и в правительство) продут в октябре-декабре 2011 г.


Граждане Швейцарии имеют право вносить изменения в Конституцию страны посредством всенародного голосования. Если в течение 18 месяцев с этой целью будет собрано 100 тыс. подписей имеющих право голоса граждан, инициатива выносится на голосование. Органы власти отвечают на подобные инициативы иногда встречным предложением, в надежде, что оно будет принято народом и кантонами. Народные инициативы исходят не от парламента или правительства, а от самих граждан. Они считаются движущей силой прямой демократии.


Народ имеет право поставить на голосование уже принятые парламентом решения. Федеральные законы, федеральные постановления и бессрочные государственные договоры подлежат факультативному референдуму. Если в течение ста дней после опубликования закона 50 тыс. имеющих право голоса граждан Швейцарии не согласны с его принятием, он выносится на всенародное голосование. Для политического процесса в стране референдум играет в целом роль клапана, поскольку он затрудняет введение новых реформ, предложенных парламентом или правительством страны.


Федеральные органы власти


Согласно Конституции народ Швейцарии является «сувереном», т.е. высшей политической инстанцией. Под народом понимаются все совершеннолетние мужчины и женщины, имеющие швейцарское гражданство, что в пересчете на население составляет 4,8 млн. или примерно 64% от общего количества жителей. Швейцарские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, и иностранцы не имеют политических прав на федеральном уровне.


Двухпалатный парламент Швейцарии, представляет собой законодательную власть страны. Национальный совет (большая палата парламента) в составе 200 депутатов является представительством народа. Совет кантонов (малая палата) представляет интересы 26-ти кантонов. 20 кантонов имеют по два представителя, 6 полукантонов – по одному. Таким образом, в целом Совет кантонов насчитывает 46 депутатов. Обе палаты избираются народом: Национальный совет – в соответствии с едиными государственными требованиями, Совет кантонов – в соответствии с кантональными предписаниями, отличающимися друг от друга. В обоих случаях кантоны являются избирательными округами. Обе палаты совершенно равноправны, и поэтому называть их «верхняя» и «нижняя» палата нельзя.


Правительство Швейцарии (Федеральный совет) состоит из семи членов (министров, федеральных советников). Федеральный совет – это коллективный орган высшей исполнительной власти. Его решения принимаются на основе общего консенсуса. Все члены правительства избираются Объединенным Федеральным собранием (обеими палатами на совместном заседании) сроком на четыре года. Президент Швейцарии избирается сроком на один год и в течение этого времени считается «primus inter pares», т.е. первым среди равных. Он ведет заседания Федерального совета (проходят по средам) и имеет определенный круг в основном представительских полномочий. В 2010 г. Федеральным президентом является министр экономики Швейцарии Дорис Лойтхард. В 2011 г. им стала министр иностранных дел Мишлин Кальми-Ре. Представитель правоконсервативной Швейцарской народной партии Уэли Маурер, возглавляющий федеральный департамент (министерство) финансов, избран президентом страны на 2019 год.


Высшая судебная власть в Швейцарии принадлежит Федеральному Верховному суду в Лозанне (с отделением в Люцерне), Федеральному административному суду в Санкт-Галлене и действующему с 2004 г. Федеральному уголовному суду в Беллинцоне.


Источник: Посольство Швейцарии в Москве




Print version