Средства массовой информации Швейцарии

Развитие современного газетного рынка в Швейцарии начинается под влиянием Реформации. В 1610 г. в Базеле появляется первая регулярная швейцарская газета. К 1830 г. в стране выходило 27 газет. Когда после революционных событий того же года была отменена цензура, количество изданий стало быстро расти, и к 1857 г. в Конфедерации выпускались уже 180 газет. Наибольшее количество газет в Швейцарии производилось в 30-е гг. ХХ века (более 400).


Затем их количество начинает сокращаться, и этот процесс продолжается до сих пор. В 1850 г., с образованием газеты «Дер Бунд», в Швейцарии появилась первая газета с регулярной профессиональной редакцией. «Нойе Цюрхер Цайтунг» (в январе 2005 г. она отметила свой 225-летний юбилей) была первой газетой, учредившей в рамках редакции специализированные отделы, занимавшиеся конкретными темами (политика, экономика, культура и т.д.).


Сегодня в стране выпускается ок. 200 основных ежедневных газет (их общий тираж – около 3,2 млн. экз.). Из немецкоязычных ведущими на сегодняшний день в Швейцарии являются бульварная газета «Blick» (270 тыс. экз.), выходящие в Цюрихе хорошо информированная «Тагес-Анцайгер» (249 тыс. экз.) и «Нойе Цюрхер Цайтунг» (129 тыс. экз.). Среди франкоязычных лидируют бульварная «Матэн» (187 тыс. экз.), «Ле Тан» (97 тыс. экз.), «Ван-катр-эр» (87 тыс. экз.), «Трибюн де Женев» (55 тыс. экз.). Лидер италоязычных газет – «Коррьере дель Тичино» (21 тыс. экз.).


Относительно заметный сегмент рынка занимают бульварные бесплатные «транспортные газеты» (распространяются в основном на остановках общественного транспорта), такие, как «20 минут». Среди популярных иллюстрированных журналов и газет на первом месте остаются бесплатные издания двух крупнейших сетевых ритейлеров Швейцарии - «Coop-Zeitung» (2, 649 миллиона читателей) и «Migros-Magazin» (2, 315 миллиона читателей). Информационные и аналитические разделы в этих газетах отсутствуют. В 2005 г. в западных кантонах Швейцарии начал распространяться франкоязычный вариант газеты «20 минут».


В последний год почти все крупные швейцарские немецкоязычные «платные» газеты, и даже бесплатный транспортный листок «20 минут», вынуждены были смириться с сокращением читательской аудитории. Исключение составляет флагман швейцарской «желтой прессы» газета «Blick». Причиной такой ситуации является, по всей видимости, проведенный недавно «ребрендинг» газеты. «Blick» отказался от «тетрадочной» формы и стал еще сильнее ориентироваться на свой главный образец, германскую газету «Bild». Такая же тенденция характерна и для бесплатной газеты «Blick am Abend», аудитория которой составляет 495 тыс. человек. Остальные же крупные немецкоязычные СМИ страны переживают спад. Аудитория важнейших газет немецкой части страны в период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. сократилась довольно заметно.


Так, каждая из таких газет, как «Tages-Anzeiger», «Mittelland Zeitung», «Berner Zeitung» и «Neue Zürcher Zeitung» лишилась, соответственно, 7-11 тысяч читателей. Выходящую в Цюрихе газету «Tages-Anzeiger» читают ежедневно 472 тыс. человек, «NZZ» - 306 тысяч.


В области региональной прессы ситуация неоднозначна. Если такие газеты, как «Neue Luzerner Zeitung» и «St. Galler Tagblatt» читателей потеряли, то, например, «Südostschweiz», «Zürcher Landzeitung» и «Basler Zeitung» сумели свою аудиторию увеличить.


К категории проигравших относится, как ни странно, и крупнейшая в Швейцарии бесплатная транспортная газета «20 Minuten». Впервые после многолетнего роста аудитории газета потеряла 54 тыс. читателей, что, впрочем, во многом связано с сознательным сокращением распространяемого тиража. Общее количество читателей этой газеты составляет сейчас 1, 318 миллиона человек (с учетом того, что один экземпляр может читаться несколькими читателями). Тем самым «20 Minuten» остается самой читаемой газетой в стране.


В категории воскресной прессы ситуация более или менее благополучна только у одной газеты – «SonntagsBlick». Ее читают 870 тыс. человек (+ 2 000 читателей). Остальные газеты этой категории читателей потеряли, и впереди всех «SonntagsZeitung» (- 26 тыс.). Начавшая выходить в этом году новая газета «Zentralschweiz am Sonntag» сразу же смогла получить аудиторию в 174 тыс. человек. Экономические журналы так же теряют читателей, главный проигравший – журнал «Finanz und Wirtschaft» (121 тыс. читателей, минус 14 тыс.).


Большие потери понесли развлекательные журналы «Annabelle» (304 тыс., минус 42 тыс.) и «Schweizer Familie» (720 тыс., минус 34 тыс.).


Общая негативная тенденция потери читателей не действует, однако, в западной франкоязычной Швейцарии. Читателей потеряла только «Tribune de Genève» (140 тыс. читателей, минус 13 тыс.). Газеты «Le Matin», «24 Heures», «Le Temps», «Le Nouvelliste» и «La Liberté» свои аудитории увеличили.


Все газеты имеют хорошо развитые интернет-сайты и могут быть, поэтому, оперативным источником информации по Швейцарии.


Телевизионный рынок Швейцарии контролируется созданным в 1931 г. «Швейцарским обществом радиовещания и телевидения»(«Schweizerische Radio- und Fernsehgesellschaft SRG SSR idée suisse»). Радио- и телевещание ведется на немецком (в действительности 80% «немецкоязычного» телевидения производится на диалектах, очень сильно отличающихся от «литературного» немецкого языка), французском и итальянском (в кантоне Граубюнден - также на ретороманском) языках. Являясь по форме и по уставу независимым акционерным обществом, «SRG», тем не менее, как и многие швейцарские акционерные образования в других отраслях экономики, получает дотации от государства. Такого рода дотирование официально обосновывается необходимостью поддерживать «заведомо убыточную систему «четырехъязычного» национального телевещания», особенно с учетом того, что на территории Швейцарии свободно принимаются телеканалы соседних с ней стран, прежде всего Германии, а также Франции и Италии. Одновременно каждый швейцарец платит годовой сбор за пользование теле- и радиоприемниками.


Швейцарские немецкоязычные телеканалы «SF1» и «SF2» (выпускаются входящей в «SRG» компанией «SF DRS») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому другие свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телевещателей (из ФРГ и Франции).


Частное телевещание, в отличие от частного радиовещания, не смогло закрепиться в Швейцарии. Вместо этого в стране получила распространение модель «симбиоза» элементов частного и общественного телевещания. В ее основе находится сотрудничество с «SRG» четырех ведущих частных издательских корпораций («Ренье», «Нойе Цюрхер Цайтунг», «Жан Фрей» и группы «Базлер Цайтунг»). Совместно они выпускают комплекс программ под общим названием «Пресса ТВ» («Presse TV»).


В 2009-2011 гг. в электронных СМИ Швейцарии проходил процесс так называемой «конвергенции» в рамках основных языковых регионов. Это означает, что, с целью сокращения расходов, происходило слияние редакций радио, телевидения и онлайн-ресурсов. После завершения этого процесса «SRG» стал называться «SRF».




Print version