News
16.04.2011

Туризм между быстрой прибылью и устойчивым развитием

Туристическая индустрия Швейцарии отражает федеративную структуру страны. Она разделена на тысячи небольших компаний, а потому с точки зрения экономического потенциала ее очень часто недооценивают. В этом смысле здесь наблюдается полная противоположность по сравнению, например, с часовой промышленностью, в которой наблюдается господство отдельных ярких и раскрученных имен и брендов.

И, тем не менее, туристическая отрасль Швейцарии не без успеха конкурирует с часовой индустрией за право занять третью строчку в рейтинге национального экспорта. Туризм демонстрирует удивительную способность сопротивляться кризисам, показывая вот уже многие годы устойчивый рост.

Однако наряду с быстрым ростом и непосредственной прибылью в экономике в последние годы все большее значение приобретает принцип устойчивого развития (Nachhaltigkeit/Sustainability). Этот принцип призван быть противоположностью принципу линейного промышленного роста. Во многих отраслях он уже заметно укрепился – во многих, но пока не в туристической сфере.

Способствовать устойчивости

Недавно в Люцерне собрались боле двухсот специалистов, представляющих туризм, политические и промышленные круги, финансовый мир. Их задача была – обсудить возможности укрепления принципа устойчивого развития в области туризма. Кроме того, они обсуждали вопрос, как сделать так, чтобы работники туристической сферы стали, наконец, относиться к этому принципу более серьезно.

«Необходимо для начала выяснить, как можно было бы добиться процветания без роста», - заявил Юрг Шмид (Jürg Schmid), директор организации «Schweiz Tourismus» (ST) в рамках одного из круглых столов, устроенных на форуме.

В самом деле, согласился с ним Мартинус Ван Шалквик (Marthinus Van Schalkwyk), министр туризма ЮАР, - рост массового туризма, прежде всего в развивающихся странах, еще долго будет обеспечивать отрасли сильный спрос на организацию обычных путешествий и туров.

Особенно растет спрос на поездки в хорошо сохранившиеся природные регионы, такие, как в Швейцарии, - указал далее Ю. Шмид, ссылаясь на проведенное недавно исследование, которое показывает, что соприкосновение с природой является «доминантным фактором», определяющим спрос в области туризма.

Неэффективная эффективность

При этом обыкновенный рост становится неизбежным. «Как мы можем в Швейцарии заниматься развитием туризма с опорой на принцип устойчивого развития, если среднее время пребывания в стране одного туриста постоянно падает», - поставил вопрос Ю. Шмид. Сделать с этим ничего нельзя, однако можно, при помощи соответствующей рекламы, добиться роста числа туристов, что помогло бы компенсировать сокращение времени пребывания каждого отдельного туриста.

Проблему четко обозначил Тим Джексон (Tim Jackson), представлявший британскую Комиссию по вопросам устойчивого развития и советник британского правительства. По его словам, дилемма заключается в следующем.

Устойчивое развитие, подразумевающее сокращение выбросов СО2 и экономию энергии в расчете на единицу потребления, полностью подрывается арифметическим ростом потоков туристов. Технологическая эффективность не способствует эффективному устойчивому развитию, пусть даже она находится в центре большинства туристических рекламных кампаний.

Такие проблемы уже имели место

Мишель Роша (Michel Rochat), участник форума и директор знаменитой лозаннской Школы отельного бизнеса (Ecole Hôtelière Lausanne), заявил порталу swissinfo.ch, что его терзают значительные сомнения:

«История показывает, что подобного рода проблемы уже имелись в прошлом. Однако прежде, чем заняться поисками технических решений проблемы, необходимо добиться всеобщего понимания того, что такая проблема на самом деле существует.

В 19-м веке Лондон уже почти задохнулся в угольном дыму, но потом вдруг произошла смена технических парадигм и появился электрический транспорт.

При этом решающие импульсы должны исходить от политики. Именно политическая власть должна так перенаправить средства на НИОКР, чтобы преимущество получило развитие сберегающих, «чистых» и иных схожих технологий».

Пример Квинсленда

Размышления относительно принципа устойчивого развития имеют место не только в Швейцарии, но и на другом конце света, в Австралии.

«Туризм с опорой на этот принцип всегда был актуальной темой в штате Квинсленд», - говорит Даниэль Гшвинд (Daniel Gschwind), исполнительный директор Совета по туристической промышленности Квинсленда (Chief Executive Queensland Tourism Industry Council), швейцарец, живущий на ПМЖ в Австралии, почетный консул Швейцарии в г. Брисбен (Brisbane), в интервью порталу swissinfo.ch.

«Это происходит потому, что наши основные природные достопримечательности, такие, как Большой Барьерный риф, джунгли или регион Северного Квинсленда, могут только в ограниченном масштабе и только с опорой на принцип устойчивого развития использоваться с туристическими целями».

С другой стороны, именно такая ситуация всегда выступала одним из преимуществ Квинсленда как туристического региона. «Природные катастрофы, которые постигли Австралию в последние месяцы, сделали данный принцип еще более актуальным. Потенциал ожидающих нас опасностей стал немного более предсказуемым и прозрачным».

Акцент на устойчивость

Кроме научных исследований в Люцерне обсуждались и другие методы, с помощью которых можно было бы придать принципу устойчивого развития больший вес.

К таким методам относится, например, ценовая политика, то есть политика цен, учитывавших бы все расходы на организацию перелета и оплату услуг отеля. Была высказана рекомендация пересмотреть существующие в этой сфере международные соглашения, например, «Международную конвенцию о гражданской авиации», также известную под именем «Чикагская конвенция».

Кроме того, было рекомендовано ускорить смену поколений на руководящих этажах туристической отрасли. Молодое поколение менеджеров думает гораздо более «зеленым» образом, чем предыдущие поколения руководителей. Еще один способ – учреждение по норвежскому образцу фондов устойчивого развития.

Туризм в цифрах

В 2009 году общее число туристических ночевок в мире составило 880 миллионов. Ожидается, что в 2020 г. это число возрастет до 1,6 миллиарда.

В период с 2000 по 2003 гг. среднее число авиапассажиров в мире составляло около 3,5 миллиарда человек.

В 2007 г. этот показатель поднялся до уровня в 4,8 миллиарда человек.

Швейцария является традиционной туристической страной. В 2008 г. туризм принес ей прибыли на сумму в 16 миллиардов франков.

Сами швейцарцы потратили в этом же году при поездках за рубеж около 12 миллиардов франков.

45% всех путешествий швейцарцев приходится на собственную страну.

В 2008 г. количество ночевок зарубежных туристов в Швейцарии составило 115,4 миллиона.

В 2010 году только в швейцарских отелях было зарегистрировано 36 миллионов ночевок, из них 15,8 миллиона пришлись на внутренний спрос.

Международная конвенция о гражданской авиации

Международная конвенция о гражданской авиации, также известная под именем Чикагская конвенция — конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику (SARPs), т.д.

Кроме того, акт Конвенции включает создание Организации Международной гражданской авиации (ИКАО, ICAO), которая, являясь ассоциированным органом при ООН, должна контролировать исполнение положений конвенции и её приложений.

Документ был подписан 7 декабря 1944 года в Чикаго, штат Иллинойс, США 52-мя странами-сигнатурами. 26-я ратификация (необходимое условие для вступления конвенции в силу) произошла 5 марта 1947 г., в результате конвенция вступила в силу для ратифицировавших её стран 4 апреля 1947 года. 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version