News
21.05.2012

Джефф Кунс: между «попсой» и высокой культурой

Джефф Кунс принадлежит к числу живых классиков. Его относят к категории «пост-поп-арта», хотя многие не относятся к нему всерьез из-за характерного для его работ чрезмерного кича. Для того чтобы скорректировать этот несправедливо возникший стереотип, музей фонда «Fondation Beyeler» в Базеле и организовал нынешнюю выставку, поражающую силой художественной мысли, балансирующей на грани искусства и игры.

«Джефф Кунс предлагает познакомиться с серьезным искусством самой широкой публике. Он очень интересен с точки зрения идей и актуален как художник», - заявляет Сэм Келлер, директор фонда «Fondation Beyeler». Этому музею, который относится к числу наиболее посещаемых музеев Швейцарии, удалось собрать под одной крышей полсотни произведений Кунса.

Задача эта была не из простых, если учесть, что большая часть экспонатов была одолжена у частных коллекционеров, и что многие из них, экспонатов, весят по несколько тонн. Результатом стала яркая выставка, неожиданно органично вписавшаяся в элегантное здание музея фонда «Fondation Beyeler», созданное архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano).

На выставке представлены три различных творческих периода художника, среди низ все вариации на тему «Readymade», вдохновителем которой был известный француз Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), тот самый, что додумался в свое время выставить в качестве музейного экспоната обыкновенный писсуар. «Искусство находится во взгляде наблюдателя», - эта максима, стоявшая в центре творчества Дюшана, имеет центральное значение и для всей творческой деятельности Дж. Кунса.

Первый период (1980-1987 гг.), который принято называть периодом «The New» («Новое»), охватывает объекты, сделанные в стиле «Readymade». Это непользованные чистящие приборы в сияющих плексигласовых боксах. Блеск этих объектов находится в контрасте с выполненным весьма сдержанно детским портретом самого Джеффа Кунса.

Тут же можно увидеть ненастоящее, придуманное специально рекламное объявление, простирающееся на всю стену. Тем самым художник требует от зрителя смотреть на все эти объекты «по-новому». «Джефф называет эти объекты «дыхательные машины», - говорит Теодора Вишер (Theodora Vischer), которая вместе с С. Келлером является куратором данной выставки.

Ко второму периоду (1988 г.), называемому «Banality» («Банальность»), принадлежат скульптуры из фарфора и дерева, выполненные традиционными ремесленными способами, и давно уже ставшие иконами постмодерного искусства. Именно благодаря этим объектам Кунс получил прозвище «King of kitsch» («Король кича»). Мы видим здесь фигуру Майкла Джексона с его любимой обезьянкой, актера немого кино Бастера Китона на маленькой деревянной лошадке, мы видим плюшевых мишек и ангелов, кошек и русалок.

«Самое важное, что я хочу донести зрителю, состоит в моем стремлении убедить его, что все эти объекты идеальны», - говорит Кунс в интервью порталу swissinfo.ch. «но при этом они содержательно пусты, и поэтому они могут служить, как я говорю, в качестве «отвечающих автоматов». Здесь все есть метафора наших вины и стыда»,- говорит он и добавляет: «Речь идет о вынесении за скобки каких-либо оценок и о создании собственного индивидуального «идеального момента».

На серию объектов «Банальность» приходится начало громкой международной карьеры Кунса, которая стартовала сразу одновременно выставками в Кельне, Чикаго и Нью-Йорке. Критики отреагировали тогда жестко негативно. Многие из них, такие, как например, Роберт Хьюз (Robert Hughes), до сих пор остались при своем негативном мнении.

С. Келлер не согласен. «Джефф Кунс не имеет ничего общего с кичем. Его самое большое достижение заключается в преодолении традиционных границ между «высокой» и «популярной» культурами. Я прошу вас внимательно и серьезно посмотреть на все выставленные объекты. Пытайтесь, если вы журналист, писать о фактах, а не о «желтой» болтовне».

Серия объектов «Celebration», над которой Кунс работает вот уже скоро 20 лет, объединяет в себе материально идеальные стальные пластические формы и широкоформатные полотна, при помощи которых художник почти в барочной манере отдает дань детству. Эта серия началось после того, как Кунс создал издевательский псевдо-рекламный баннер «Made in Heaven», на котором он был изображен в объятиях со своей тогдашней женой, итальянской порно-звездой Илоной Сталлер (Ilona Staller), более известной под псевдонимом «Cicciolina». Однако потом она и их общий сын Людвиг оставили его и переехали обратно в Италию.

Произведения этой все еще незаконченной серии должны напоминать Людвигу о том, что его отец не забывает о нем. Объекты, напоминающие чрезмерные детские игрушки, выполнены то в виде огромной собаки, составленной из воздушных шаров, тот в виде именинных тортов, то в форме пасхальных яиц. Несмотря на то, что все эти экспонаты пытаются вызвать у зрителя иллюзию невесомости и легкости, на самом деле вес отдельных объектов может зашкаливать за несколько тонн.

В мире его объектов-игрушек царит ощущение дурковатой невинности. «Самое главное, что хотели бы сделать эти объекты – подтвердить истинность твоей личной экзистенции. Именно поэтому я использую зеркальные поверхности: внутренность становится внешней поверхностью…», - говорит элегантно выглядящий художник. На выставке его сопровождают нынешняя супруга и их сразу пятеро детей, все возрастом не старше десяти лет. Он охотно позирует для фотографов и почему-то возникает впечатление, что самым главным объектом в его творчестве является он сам.

Справочно

Джефф Кунс (Jeff Koons, 21 января 1955, Йорк, Пенсильвания, США) — современный американский художник. Его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников. Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит.

Получил признание в 80-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк). Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхола).

Сейчас художник является президентом корпорации Jeff Koons LLC со штаб-квартирой в Нью-Йорке и 135 сотрудниками. Фактически это фабрика по производству предметов современного искусства — Кунс создаёт образы и модели на компьютере, а коллектив работает над их воплощением в материале.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version