News
18.09.2012

По ту сторону радуги или Выставка счастья в Санкт-Галлене

Классическая композиция Over the Rainbow пережила за все время своего существования бесчисленное количество вариаций и версий. В 1939 году незабвенная Джуди Гарленд превратила ее в универсальный гимн счастья. К этой интерпретации присоединился и Музей изобразительных искусств в Санкт-Галлене (Kunstmuseum St.Gallen), избрав название композиции своим лозунгом и принципом.

«В центре – счастье»

«Все мы хотим стать счастливыми, хотим вырваться за пределы мертвящей рутины. Это – универсальное стремление любого человека», - утверждает Конрад Биттерли (Konrad Bitterli), один их кураторов и идейных вдохновителей выставки Over the Rainbow в интервью порталу swissinfo.ch

«Я думаю, что счастье находится в центре универсальной человеческой концепции благополучия, наряду с миром и благоразумием. По крайней мере, нам постоянно внушают это по телевидению и в романтических комедиях. В центре же нашей выставки мы ставим вопрос и проблему бегства от повседневности и забот. И помогают нам в это произведения 19 и 20 веков», - разъясняет К. Биттерли.

Выставка стала «неожиданным, притягивающим и очень, на самом деле, развлекательным диалогом между замечательными произведениями разных эпох на такие общие темы, как рождение человека, семья, танец, отношение с природой».

Музей показывает в рамках этой выставки произведения швейцарцев Куно Амьета (Cuno Amiet), Фердинанда Ходлера (Ferdinand Hodler) и Роберта Цюнда (Robert Zünd), а также немца Макса Либермана (Max Liebermann), одного из ведущих представителей немецкого импрессионизма.

Одновременно гости экспозиции могут увидеть современные работы художницы из Израиля Йаэль Бартаны (Yael Bartana), ее коллеги из ЮАР Кэндис Брайтц (Candice Breitz), кубинца Феликса Гонсалеса-Торреса, швейцарца Беата Штройли (Beat Streuli). Не менее интересны и произведения молодых и еще мало кому известных художников Георга Катсаса (Georg Gatsas) и Барбары Сайнер (Barbara Signer).

Счастье – вчера и сегодня

Насколько актуально было понятие «счастья» для художников прошлого? Изменилось ли тут что-нибудь за последнее столетие? «Не думаю! Люди с тех пор не изменились в том, что касается значения счастья в их жизни. Это особенно хорошо видно, если сравнивать классику и современность», - считает К. Биттерли.

«Изменились скорее методы реализации художественных проектов и изобразительные средства и смыслы. Но если проследить развитие этой темы от живописи к фотографии и далее к видеоискусству, то мы увидим, что счастье неизменно было важным творческим импульсом для художников.

Правда и то, что картины 19-го века часто показывают сцены со счастливыми матерями и детьми на фоне идиллических ландшафтов, что совершенно не соответствовало тогдашним общественным реалиям», - говорит К. Биттерли.

Идиллические ландшафты

Является ли Швейцария страной воплощенной идиллии, реализованного вечного стремления к счастью?

«Мне не кажется, что счастье и желание добиться его суть нечто специфически швейцарское, пусть даже мирные пейзажи с коровами часто используются как символы и лежат в основе швейцарского менталитета. Тем более что в реальности сегодня большинство населения страны живет в городских условиях».

По словам Конрада Биттерли целью выставки является как раз желание «заглянуть за то, что лежит на поверхности и что представлено в форме экспонатов», указать на тяжелый труд и на лишения, которые составляли основу жизни крестьян в Швейцарии и не только.

«По сути, выставка Over the Rainbow рассказывает историю бегства от действительности, ведь, как и в одноименной песне, все мы мечтаем попасть в волшебную страну, воспетую в колыбельных», - считает К. Биттерли.

Наследие немецкой романтики

Швейцарский экономист Бруно Фрей (Bruno S. Frey), профессор таких знаменитых вузов, как лондонский Warwick College и немецкий Zeppelin University в Фридрихсхафене (Friedrichshafen), избрал тему счастья в качестве своей центральной научной темы.

«Конечная цель функционирования любой экономики состоит в том, чтобы сделать людей счастливыми. Ее цель состоит не в производстве товаров и услуг, взятых сами по себе, но и в их производстве для удовлетворения человеческих потребностей. Финансовая система существует только для того, чтобы мир работал лучше. Сейчас, как видно, ей не удается решать эту задачу надлежащим образом», - заявляет он в интервью порталу swissinfo.ch.

«Я думаю, что счастье связано, прежде всего, с поддержанием контактов с другими людьми – с друзьями, с любимыми, с семьей. И именно это и показывают экспонаты выставки в Санкт-Галлене». Относительно, якобы, присущей швейцарцам особенной склонности к природе и природным идиллиям, Бруно Фрей замечает, что, скорее, такая склонность является немецкой чертой, а Швейцария унаследовала эту склонность, попав под влияние классической немецкой романтики начала 19-го века.

«Всегда счастливы только идиоты»

Анализируя дискуссии на предмет соотношения счастья и искусства, можно заметить, что понятие счастья как такового не очень-то популярно среди европейских интеллектуалов.

«Это верно», - подтверждает Б. Фрей, - «Интеллектуалы не очень удобно ощущают себя, стоит им столкнуться с понятием счастья. Оно не очень подходит им – по многим причинам. А уж художники предпринимают иногда особо упорные усилия, что испытать страдание, которое считается единственным истинным источником идей и вдохновения. Виновато тут, опять же, романтическое представление о страдающем творце».

«Нам в немецкоязычной культуре тоже кажется, что только несчастные люди могут быть креативными и эффективными творцами и художниками», - подчеркивает Б. Фрей. – «Однако на самом деле как раз художники и принадлежат к самым счастливым людям на этой планете, потому что они делают то, что им по душе, да еще получают за это деньги. Никто ведь никого не заставляет быть художником.

Генерал Де Голль сказал однажды, мол, всегда счастливы только идиоты. Это – типично французский взгляд на вещи. Англосаксонский мир так не считает. На самом деле счастливые люди обладают куда большим творческим потенциалом, чем несчастные. При этом я склонен утверждать, что творческие люди своего рода биполярны, и склонны более часто и более резко, чем «обычные» люди, метаться между эйфорией и отчаянием».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version