News
16.10.2012

Музеи Швейцарии станут более привлекательными

«Швейцарские музеи стараются стать более интерактивными. Однако пока они находятся только в начале пути», - говорит Бригитта Шаффнер (Brigitte Schaffner) в интервью порталу swissinfo.ch. Госпожа Б. Шаффнер является членом руководящего совета Исследовательского центра по вопросам культурного менеджмента (Studienzentrum Kulturmanagement) при Университете г. Базель.

Она указывает, что швейцарских культурных институтов примером являются, прежде всего, музеи США. «Некоторые музеи, прежде всего американские, давно уже сделали ставку на интерактивность, используя социальные СМИ для того, чтобы повысить лояльность публики и сделать ее частью процессов, происходящих внутри музея, включая создание концепций выставок и их проведение», - говорит Б. Шаффнер.

В США этот подход, как видно, себя оправдал. Оправдывает он себя и в Швейцарии. По крайней мере, число посетителей музеев, входящих в Объединение музеев Швейцарии (Verband der Museen der Schweiz - VMS), оставалось в последние пять лет стабильным, составляя примерно 12 миллионов человек в год. Это означает, что каждый житель Швейцарии ходит в музей 1,5 раза в год.

Ставка на интерактивность

Исторический музей Люцерна (Historisches Museum Luzern) давно уже развивается в сторону большей интерактивности – а потому он считается сейчас одним из самых успешных музеев страны.

Выставочные залы музея оборудованы по примеру большого склада, с объектами, расположенными на полках в специальных стеклянных защитных оболочках. Каждый объект снабжен штриховым кодом. Имея в руках специальный сканер, посетитель может получить обширную информацию о данном экспонате, включая тексты, фотографии и даже видеофайлы. Первый такой сканер Музей приобрел в 2003 году, а сейчас люцернские музейщики реализуют программу всесторонней модернизации этой технологии.

«Это очень хорошие приборы, людям они нравятся. Сначала мы опасались, что возникнут трудности, прежде всего, что касается пожилых посетителей музея. Однако очень скоро выяснилось, что особых проблем тут не возникает. Что касается молодых людей, то такого рода «гаджеты» давно стали неотъемлемой частью их повседневной жизни», - говорит директор Музея Хайнц Хорат (Heinz Horat) в интервью порталу swissinfo.ch.

У некоторых посетителей, правда, иногда возникает своего рода эмоциональный ступор перед лицом такого большого количества информации. «Я не знаю, нужно ли мне все это, информации просто слишком много», - говорят они.

Аудио-гиды для музеев

«Аудио-гиды существуют уже довольно долго, но в последнее время их значение только растет», - говорит Эрик Турнхерр (Erik Thurnherr), глава компании из Берна «Texetera», производящей такие гиды.

«Сначала были кассеты и CD-проигрыватели. Затем появились аудио-гиды, своего рода телефонные аппараты с возможностью выбора тех или иных каналов, которые стали маленьким шагом для мира техники, но огромным прыжком в организации музейного дела», - вспоминает Э. Турнхерр. Сейчас, в эпоху таких гаджетов, как iPod, смартфон или планшетный компьютер, технология аудио-гидов перешла на новую ступень, покинув стены собственно музеев.

Компания, которой руководит он, разработала аудио-гиды не только для музеев, но и, например, для прогулок по старым кварталам Берна или вдоль водопад Райнфаль что в кантоне Шаффхаузен. «Специальные прикладные программы для смартфонов и планшетов (Apps) помогают создавать своего рода перекрестные ссылки на те или иные города, памятники истории, объекты и т.д. Традиционный стенд с информацией, описывающей тот или иной памятник, постепенно уходит в прошлое», - уверен Э. Турнхерр.

Современное оформление

При этом он предостерегает музеи и другие культурные институции от чрезмерного увлечения техническими новациями. «Иногда людям предлагается переизбыток технических решений, просто не нужных им, или просто превосходящих потребности и способности посетителей».

Не следует забывать, - говорит Э. Турнхерр. – что реальность находится у человека перед глазами, а аудио-гид просто предоставляет дополнительную поясняющую информацию. Не надо заставлять туриста или посетителя беспрестанно смотреть на экран смартфона, ведь в конечном итоге они должны видеть то, ради чего они, собственно, пришли в музей или на экскурсию.

Для Бригитты Шаффнер главный вопрос состоит в поиске достаточного количества финансов для того, чтобы оборудовать музеи по последнему слову техники. Вопрос этот решается местами довольно успешно. В Берне, например, шесть городских музеев настолько преуспели в «фандрайзинге», что в августе этого года они даже смогли организовать у себя четыре субботы подряд бесплатный вход. Этой возможностью воспользовались сразу более 15 тыс. человек, что для «мертвого» месяца августа было гораздо выше привычного числа посетителей.

«Мы хотим облегчить людям процесс узнавания чего-то нового», - говорит Жаклин Штраус (Jacqueline Strauss), директор бернского Музея истории коммуникации (Museum für Kommunikation) в интервью порталу swissinfo.ch. - «И нам это удалось. Отклики посетителей были в этом смысле весьма полезными, причем многие из них признавались, что вообще посетили музей впервые в жизни, или же после долгого перерыва».

На вопрос о том, не опасается ли госпожа директор, что люди будут приходить в музей только тогда, когда за вход в него не надо будет платить, Жаклин Штраус отвечает отрицательно. «Я уверена, что посетители будут приходить и тогда, когда вход будет платным. Кроме того, мы делаем ставку и на так называемую «устную пропаганду», когда человек если не пойдет в музей сам, то хотя бы порекомендует сделать это своим друзьям или знакомым».

Так или иначе, опыт августа 2012 г. оказался настолько удачным, что на следующий год музеи планируют повторить такого рода акцию.

Не бесплатно, но при этом выгодно и удобно

Многие швейцарские города устраивают в последнее время так называемые «музейные ночи», когда, имея только один билет, посетитель может обойти сразу несколько музеев своего родного города, каждый из которых готовит по этому случаю особенную развлекательную программу. Люцерн, например, организовал в этом году свою «ночь музеев» в сентябре. Участие в этой акции приняли сразу дюжина художественных и иных музеев, а теплый вечер был идеальным для похода за культурой.

«Я студентка и денег у меня немного, но сегодня с билетом за 20 франков я могу посетить сразу ряд музеев, пойти в которые в обычные дни я просто бы не смогла. Это очень классное начинание», - делится своими впечатлениями с порталом swissinfo.ch студентка Марина, впервые пошедшая на «ночь музеев».

Генрих же, напротив, уже не новичок, но он так же высоко оценивает такую возможность. «Такие мероприятия, как «ночь музеев», помогают преодолеть страх и незнание. Люди приходят, покупают за не очень большие деньги возможность обойти сразу ряд музеев и получить информацию из первых рук, уточнив, попутно, свои собственные интересы. Это очень умный способ привлечения новых посетителей. Пусть даже человек сходит в музей всего один раз – это уже стоит того», - считает Генрих.

Бригитта Шаффнер рассматривает успех «Ночи музеев» в качестве логичного результата. Увидеть что-то собственными глазами очень важно в эпоху интернета и Википедии. «Мы привыкли сидеть перед монитором, в то время как «Ночь музеев» позволяет пойти куда-то собственными ногами и увидеть нечто собственными глазами. Только так возникает личный контакт с объектом, невозможный в интернете. Не говоря уже о том, что, перефразируя известное изречение, если очень внимательно всматриваться в экспонат, то в итоге сам экспонат начнет всматриваться в тебя».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Print version