News
16.02.2011

Швейцария представит на Берлинале боевых коров

Боевые коровы? Раньше о таких коровьих схватках в кантоне Вале, происходящих каждый год перед тем, как коровам подняться на горные пастбища, Николас Штайнер (Nicolas Steiner) отзывался как о чем-то совсем экзотическом. Абсурдным казалось ему поведение его приятелей по дворовой футбольной команде, которые могли прервать игру и, сложив вещи, понестись со всех ног куда-нибудь, где происходит очередной раунд коровьих боев. Играть в футбол ведь куда интереснее, чем смотреть на рогатых бодающихся колоссов.

Однако прошло время, и юный режиссер взял, что называется, коров за рога. Несколько дней назад Николас Штайнер специально прилетел из теплого Сан-Франциско в зимний Берлин. В багаже – 70-минутный фильм «Combat des Reines», который Штайнер представит на 61-ом Берлинском кинофестивале. Вспоминая, сколько времени, включая ночные смены, ему потребовалось, чтобы запечатлеть на пленке 750-килограммовых животных с бархатными глазами и причудливыми витыми рогами, режиссер невольно улыбается. Он и его команда работали буквально до последней минуты, чтобы успеть к фестивалю с монтажом картины.

И вот теперь фильм о «битве королев» будет показан в четверг и в пятницу в рамках секции «Perspektive Deutsches Kino» («Перспектива германского кино») – специально созданной платформы для молодых и подающих надежды немецких кинематографистов.

«Вдали от гламура городского»

Первый опыт общения с кинокамерой и кино Штайнер получил еще будучи старшеклассником. Позже он участвовал в качестве актера во многих швейцарских фильмах, в том числе в популярной комедии «Achtung, fertig, Charlie» («Армейский пирог»). Однако потом он окончательно решил, что его место – за камерой, а не перед ней.

В Дании он учился в «European Film College», а с 2007 г. он посещает курсы режиссуры в Кино-Академии германской федеральной земли Баден-Вюртемберг в Людвигсбурге (Ludwigsburg). Его короткометражка «Ich bin’s Helmut» («Это я, Гельмут») приняла участие в уже более ста фестивалей, получив многочисленные премии и награды. В настоящее время Штайнер является стипендиатом «Art Institute» в Сан-Франциско.

«Так случилось, что только за рубежом я научился ценить свои корни», - говорит он. Режиссер родился и вырос в небольшой деревушке Turtmann bei Leuk – «вдали от гламура городского». Быть подростком в таком деревенском регионе было не всегда просто, - признает он.

Однако теперь, с большой дистанции, на традиции своей родины он смотрит совсем иными глазами. Так же и с фильмом «Combat des Reines»: когда несколько лет назад Штайнер все-таки поддался на уговоры и посетил-таки одно из коровьих сражений, его неожиданно поразила эстетика и эмоции этого зрелища. Поэтому он решил непременно снять об этой древней валлийской традиции кинофильм.

Типичный валлийский упрямец

Штайнер подошел к фильму скорее с экспериментальной стороны, чем с чисто документальной. Он показывает мир вокруг коровьих боев, не вдаваясь в излишние подробности. Зритель, например, ничего не узнает о сложной процедуре выбора победительницы. Своим фильмом он хотел «перекинуть мостик от традиции к модерну. Я сосредоточился собственно на сражениях, пытаясь показать их с разных ракурсов разложенными на элементарные составные элементы. При этом сражающиеся коровы должны были получить своего рода эстетическое измерение». Поэтому фильм был снят в черно-белом варианте, что придает ему нечто вечное, не говоря уже о красивой картинке.

Еще один трюк – съемки рапидом специальными скоростными камерами. Из-за этого жестокое столкновение тяжеленных туш превращается в некий удивительный балет, окутанный взметнувшимися волнами стружек и летящими каплями слюны. Основу фильма составляют несколько второстепенных лиц, например, некий крестьянин, который любовно сопровождает свою «Домингу» из раунда в раунд, радиожурналист из Цюриха, который пытается склеить из всего увиденного репортаж для своей радиостанции, а так же группа молодежи на мотоциклах в поисках симпатичной «Cowgirl».

«Combat des Reines» - это фильм о родине, и режиссер не скрывает этого. «Приземленность и простота крестьян, этих типичных валлийских упрямцев, просто завораживает меня», - говорит Н. Штайнер. Клишированная альпийская идиллия – почему бы нет. По крайней мере, она всегда к месту, - если относиться к ней немного с юмором. «Стоит только присмотреться – у нас под носом столько всего интересного происходит. И не стоит уезжать в Америку, чтобы снять фильм». Или все-таки стоит?



СПРАВКА. Швейцария на 61-ом Берлинском кинофестивале

Берлинале продлится еще до 20 февраля. Всего будут показаны около 400 картин, из них 16 примут участие в главном конкурсе.

Запланированы специальные показы, например, ко дню Иранской революции или на тему осужденного российского олигарха М. Б. Ходорковского.

На фестивале представлены и несколько швейцарских картин и совместных производств со швейцарским участием.

В международном конкурсе участвует спродюссированная цюрихской компанией «Vega Film» картина «The Turin Horse» венгерского режиссера Белы Тарра (Béla Tarr).

В рамках секции «Forum» будет показан фильм Томаса Имбаха (Thomas Imbach) «Day is Done». В ретроспективе «Panorama» участвует фильм «Off Beat» Яна Гассманна (Jan Gassmann) и в секции «Perspektive Deutsches Kino» картина «Combat des Reines»/«Kampf der Königinnen»/«Битва королев» Николаса Штайнера (Nicolas Steiner).

В конкурсе короткометражных фильмов участвует 14-ти минутная картина «Stick Climbing» Даниэля Циммермана (Daniel Zimmermann).

В секции «Generation 14plus» участвует фильм о малолетних матерях «Mit dem Bauch durch die Wand» («Прошибая стены животом») Анки Шмид (Anka Schmid).

В программе «Kulinarisches Kino»/«Кулинарное кино» участвует фильм «Unser Garten Eden»/«Наш сад Эдем» режиссера Мано Халила (Mano Khalil). Эта картина уже номинирована на получение Швейцарской кино-премии (Schweizer Filmpreis) 2011 года.

Фото: Swissinfo.ch


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version