News
09.03.2011

Швейцарский парламент обсуждает проблему СО2

Во вторник Совет кантонов, в которых доминируют бюргерские партии, неожиданно показал свою склонность к «зеленым» решениям. К 2020 году выбросы СО2 по всей Швейцарии должны, вне зависимости от курса зарубежных стран, сократиться по сравнению с 1990 годом на одну пятую часть. Малая палата вчера очевидным большинством (26 против 16) одобрила соответствующий законопроект.

Предоставив правительству, Федеральному совету, право ввести специальный сбор на выброс СО2, который станет частью новой, более высокой, цены на минеральное топливо, депутаты, тем самым, обозначили свои предпочтения в плане самого, по их мнению, адекватного инструмента сокращения выбросов СО2.

Депутаты надеются, что, кроме того, таким своим решением они выдвинули убедительную и действенную альтернативу так называемой «климатической инициативе», пропагандируемой лево-зеленым лагерем. В соответствии с ней, через восемь лет объем выбросов СО2 в Швейцарии должен сократиться на 30 процентов.

А что Национальный совет?

Прошлым летом Национальный совет показал себе менее последовательным сторонником защиты климата. Он, с одной стороны, тоже выступил за 20-процентное сокращение объемов эмиссии СО2 в пределах границ Швейцарии, вне зависимости от курса зарубежных стран.

Однако большая палата резко выступила против введения сбора за выбросы выхлопных газов в качестве конкретного инструмента достижения этой цели. Именно ведение этого сбора и станет камнем преткновения для обеих палат, ведь, по разным оценкам, он должен составить немалую сумму от 12 до 30 раппен/сантимов на каждый литер бензина и дизеля.

Патрик Хостеттлер (Patrick Hostettler), председатель комитета авторов «климатической инициативы», ждет, поэтому, с нетерпением, что же скажет Национальный совет на этот раз. «Мы считаем, однако, что было бы вполне последовательно, если бы большая палата согласилась с малой», - заявил он порталу swissinfo.ch. Ведь в ближайшее время все равно произойдет процедура доведения цен на топливо в Швейцарии до уровня цен в соседних с нею странах, каковая процедура давно назрела, так как сейчас минеральное топливо в Конфедерации является едва ли не самым дешевым в Западной Европе.

«Автолюбители из соседних стран каждую неделю приезжают в Швейцарию заправляться дешевым бензином. Страна, которая вынуждена импортировать почти все минеральное топливо, не может себе такого позволить», - утверждает П. Хостеттлер.

В случае же, если Национальный совет, который традиционно более, так сказать, близок к народу, все-таки сохранит свою отрицательную позицию, и если Совет кантонов даст себя в итоге переубедить, и сбор введен не будет, то и тогда не произойдет ничего страшного, - считает он, указывая на репрезентативный опрос, проведенный в ноябре прошлого года. Его результаты показали, что за «климатическую инициативу» выступили бы 64% граждан.

Депутат Совета кантонов от Тичино Филиппо Ломбарди (Filippo Lombardi) не столь спокоен, как Хостеттлер. «Я возмущен полным отсутствием взаимосвязи между целями и мерами для их достижения», - говорит он в интервью порталу swissinfo.ch. «Цель 20-процентного сокращения объемов эмиссии СО2, по моему мнению, слишком амбициозна, но уж коль скоро мы решили добиться ее реализации, то тогда мы должны применять адекватные средства». На будущие дебаты на эту тему в Национальном совете он смотрит с пессимизмом.

Сигнал

Несмотря на всю свою истинно гельветическую сдержанность решение Совета кантонов все-таки должно стать определенным сигналом в сторону коллег из Национального совета. Компенсации, которые в Швейцарии будут призваны выровнять «упущенную выгоду» из-за сокращения выбросов СО2, стали бы, - причем не только по мнению Верены Динер (Verena Diener) из Зелено-либеральной партии, - эффективным экономическим стимулом и возможностью создания до 10 тыс. новых рабочих мест.

С ней солидарны как партии бюргерского центра, так и представители правоконсервативной Швейцарской народной партии (SVP), озабоченные необходимостью создавать для отечественной экономики наилучшие условия хозяйствования. «Если уж мы принимаем меры, связанные с дополнительными расходами, то тогда я хочу, чтобы новые рабочие места создавались не где-нибудь, а в Швейцарии – здесь я абсолютный патриот и приверженец интересов нашей экономики», - заявил вчера Тис Дженни (This Jenny), депутат Совета кантонов от организации SVP кантона Гларус.

Впрочем, судьба вышеупомянутого законопроекта еще совершенно не ясна. Если обе палаты так и не придут к консенсусу, и если согласительная процедура потерпит поражение, то при окончательном голосовании в Федеральном собрании закон в его нынешней форме вполне может провалиться и отправиться в политическое небытие.

Призыв госпожи Лойтхард

Министр экологии и транспорта Дорис Лойтхард напрасно настаивала вчера на предложении Федерального совета, в соответствии с которым 20-процентное сокращение возможно только при участии «заграницы». «Я бы с удовольствием имела бы уже сегодня сокращение и в 20, и в 30 процентов, однако факты говорят, что (без содействия соседних стран) это пока невозможно», - заявила министр.

Потерпев поражение в вопросе о характере перспективных целей сокращения выброса СО2, она обратилась к малой палате с призывом «коль скоро депутаты сказали А, нужно говорить и Б». «Если сокращение эмиссии должно быть достигнуто только с опорой на внутренний потенциал страны, то тогда ясно, что существующий уровень обложения минерального топлива недостаточен, и что его повышение неизбежно».

По ее словам, в последнее время стало модным декларировать амбициозные планы по спасению климата. Непопулярные же меры, идущие в том же направлении, почему-то всегда подсовывают Федеральному совету, а ведь именно ему придется объявить людям о повышении цен на бензин.

«И именно я буду потом выглядеть полной идиоткой, хотя я с самого начала была против данной концепции. Нет, уважаемые дамы и господа, в такие игры я не играю», - заявила вчера в парламенте Дорис Лойтхард. По крайней мере, эти слова, кажется, и в самом деле дошли до депутатов Совета кантонов.


СПРАВКА: Швейцария и проблема парниковых газов

Швейцария подписала в 1997 г. Киотский протокол и взяла на себя обязательство сократить выброс в атмосферу газов, которые, как принято сейчас считать, ответственны за глобальное потепление. Дебатирующийся законопроект требует сокращения выбросов СО2 к 2020 году на 10% по сравнению с 1990 г. Последний опрос WWF показал, что 69% швейцарцев приветствовали бы более активные действия Федерального совета по предотвращению глобального потепления. В 2012 г. должен пройти референдум по инициативе «За здоровый климат», требующей сокращения выбросов СО2 на 30%. Если бы референдум прошел сегодня, за инициативу высказались бы 64% избирателей.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version