News
09.03.2011

Swatch Group успешно преодолела кризис

Об этом в интервью порталу swissinfo.ch рассказал живущий в Женеве французский журналист и часовщик Грегори Пон (Grégory Pons), главный редактор авторитетного швейцарского часового журнала «La lettre internationale des marchés horlogers», член жюри «Большой Премии» часовой индустрии.

swissinfo.ch: В 2011 году концерн «Swatch Group» намерен достигнуть оборота в семь миллиардов франков и даже набрать дополнительных работников. Но в самом ли деле перспективы компании столь блестящи?

Грегори Пон: В целом так оно и есть, дела у «Swatch Group» идут в самом деле очень неплохо. Однако на заднем плане постоянно маячат проблемы, которые при определенных обстоятельствах могут стать весьма серьезными. Дело в том, что «Swatch Group» зарабатывает сейчас свою основную прибыль в Китае. А такая концентрация только на одном рынке может стать серьезной опасностью в случае внезапного слома конъюнктуры. Всем видно, что происходит сейчас в странах Магриба и в Египте. Нечто похожее может произойти и в Китае. По крайней мере, такого сценария исключать нельзя. Есть и проблемы чисто промышленного характера. В сфере инноваций «Swatch Group» всегда находилась на положении своего рода естественной монополии. Однако конкуренты не спят и тоже наращивают свой инновационный потенциал. Поэтому рано или поздно, но может случиться так, что палитра предложений компании станет менее интересной. С другой стороны, это не та область, где концерн зарабатывает свои основные прибыли. Так что, с одной стороны, цифры говорят о том, что дела у «Swatch Group» идут очень хорошо. Однако, с другой стороны, невольно возникает вопрос, а куда, собственно, движется компания? Она отвернулась от «Bulgari», равно как и от всех других возможностей в плане аквирирования новых компаний, которые предоставлялись ей в последние годы. Так какую стратегию она хочет избрать на будущее?

swissinfo.ch: Какое влияние оказал переход управления концерном в руки второго поколения семьи Хайек после смерти патриарха?

Г.П.: На данный момент никаких изменений не видно! Сын и дочь Хайеки работают так, как того хотел их отец. Сын, правда, более жесток в обращении с подчиненными, чем его отец. Однако в плане бизнеса никаких фундаментальных изменений, как я уже говорил, не наблюдается. Поэтому гораздо большее внимание следовало бы уделить напряженным отношениям концерна с другими крупными компаниями. Компания «Möet Hennessy Louis Vuitton» (LVMH), поглотив «Bulgari» и уступая теперь на мировом рынке только «Richemont», стала серьезным конкурентом для «Swatch Group». Сейчас LVMH является лидером рынка в плане производства дорогих марок часов индустриальным методом. Понять, как здесь все будет развиваться, пока нельзя. Может, что-то прояснится в этом году.

swissinfo.ch: Сильный франк побудил часовых производителей повысить цены на свою продукцию. Не является ли такая стратегия слишком рискованной?

Г.П.: Все марки подняли свои цены на 8-10 процентов. Однако нельзя сказать, что на столько же возросло качество часов. Лучше было бы понизить цены с тем, чтобы приспособить их к слабым евро и доллару. Однако основные бренды предпочли пойти на повышение цен, чтобы улучшить свои возможности в плане генерирования прибыли и получить за счет этого больше средств для инвестиций в НИОКР. Вообще-то так необдуманно поднимать цены - это значит идти на почти верное самоубийство! Покупатели ведь не идиоты! Они сравнивают цены по всему миру, и видят, что, тупо поднимая цены на 10 процентов, производитель над ними, наверное, просто издевается. «Swatch Group» находится где-то в середине – она подняла цены так же, как и все, не больше и не меньше.

swissinfo.ch: В 2010 г. компания «Swatch Group» смогла нарастить свой оборот до уровня гораздо более высокого, нежели средний показатель по отрасли. Чем это можно объяснить?

Г.П.: Специалисты называют это «бонусом лидера рынка». Речь идет о том, что крупные компании становятся еще крупнее, а мелкие – еще мельче. В условиях кризисного рынка клиент начинает искать твердые ориентиры и находит их в лице знакомых и проверенных брендов. «Swatch Group» неплохо пережила кризис и даже укрепила свои доминирующие позиции.

swissinfo.ch: Ко всеобщему удивлению концерн LVMH начал недавно атаку на акционерный капитал холдинга «Hermès Gruppe». Насколько вероятно, что «Swatch Group» тоже станет объектом «враждебных поглощений»?

Г.П.: Никто не застрахован от нападения таких «стариков-разбойников». Семья Хайек контролирует только 40% акционерного капитала компании. Поэтому вполне можно представить себе такого рода «враждебные поглощения», а также возникновение недолговечных альянсов между другими крупными акционерами – некоторые из них владеют ведь до четверти капитала. Остатки находятся в руках общественности. Можно себе так же представить, что какой-нибудь Бернар Арно (Bernard Arnault) из LVMH, или, скажем, некий неизвестный китаец или инвестфонд возьмут и купят блокирующий пакет акций, сделав всем остальным предложение, от которого «невозможно отказаться». Вот это была бы битва! Поэтому лучшей защитой для семьи Хайек было бы движение от победы к победе и обещания баснословных прибылей и дивидендов, а так же скорого достижения оборота в 10 миллиардов, имея реально только семь. Но это только еще сильнее сплачивает акционеров!

Рекордный год

Swatch Group добилась в 2010 году оборота в 6,44 миллиарда франков, что на 18,8% (а без учета обменного курса франка – даже на 21,8%) больше, чем в 2009 году.

Продажи в сегменте ювелирных изделий и часов дали 5,53 миллиарда франков, что означало рост на 24,5%. Рост продаж в среднем во всей глобальной часовой индустрии составил только 22,1%.

Чистая прибыль Swatch Group выросла на 41,5% до 1,08 миллиарда франков, а валовая прибыль – на 59% до 1,44 миллиарда.

Концерн ожидает в 2011 г. оборота на уровне 7 миллиардов. На инвестиции в средства производства планируется выделить от 300 до 400 миллионов франков.

КОНЦЕРН SWATCH GROUP

Концерн возник в 1983 г. в г. Биль (кантон Берн) в результате слияния двух часовых компаний. Сегодня концерн является мировым лидером производства часов.

На 40% он принадлежит семье Хайек и ее родственникам. Концерну принадлежат 19 брендов. Среди них – «Breguet», «Omega», «Tissot», «Longines», «Rado», «Blancpain» и «Swatch».

По данным концерна в 2010 г. им было создано 1 600 новых рабочих мест, тем самым на него в целом работает более 25 тыс. человек. В этом году намечено создание от 1000 до 1 500 новых рабочих мест.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version