News
05.04.2011

Швейцарские мусульмане требуют государственного признания

Их требование не осталось незамеченным. «Федерация исламских союзов Швейцарии» («Föderation islamischer Dachorganisationen der Schweiz» - «FIDS») и «Координационный совет исламских организаций в Швейцарии» («Koordination islamischer Organisationen Schweiz» - «KIOS») заявили в своем пресс-релизе на днях, что до конца текущего года они намерены избрать национальный «религиозный парламент», с целью создать структуру, представляющую около 400 тыс. проживающих в Швейцарии лиц исламского вероисповедания. Сверхзадача – добиться государственного признания ислама в Швейцарии.

По оценкам швейцарского эксперта в области изучения ислама Андреаса Тунгер-Занетти (Andreas Tunger-Zanetti), координатора Центра исследования религий при Университете г. Люцерн (Zentrum Religionsforschung der Universität Luzern) и сотрудника Центра изучения вопросов религии, экономики и политики при Университетах Базеля, Лозанны, Люцерна и Цюриха (Zentrum für Religion, Wirtschaft und Politik der Universitäten Basel, Lausanne, Luzern und Zürich), на пути к государственному признанию ислама предстоит еще преодолеть многочисленные серьезные препятствия.

swissinfo.ch: Стало ли для вас сюрпризом это заявление двух исламских организаций?

Андреас Тунгер-Занетти: Нет, не стало, ведь их работа происходит не за закрытыми дверями. Вот уже три года они активно сотрудничают с известными личностями и экспертами в области права. Ведь швейцарская практика исходит из того, что правовое и политическое признание происходит только после того, как данное явление признано гражданским обществом. В кантонах Женева, Во, Фрибур, Ааргау, Базель-городской, Люцерн и Цюрих уже существуют исламские организации. В тесном контакте с властями они неплохо работают в плане решения проблем повседневности, например, если речь заходит об обустройстве исламских погребений на местных кладбищах. Таких погребений существует уже больше десятка.

swissinfo.ch: Какие, по Вашему мнению, препятствия лежат на пути к государственному признанию ислама в Швейцарии?

A. T.-З.: Ислам имеет структурную проблему. В исламе нет церкви. Достаточно громким голосом и на глазах у свидетелей провозгласить свою приверженность исламу – и можно считать себя мусульманином и принадлежать к общине верующих. В исламе нет освященных пасторов, нет религиозных таинств и списка практикующих мусульман. Ислам, поэтому, как вы видите, является эгалитарной, и слабо, к тому же, структурированной религией. В Швейцарии отношения между церквами и государством опираются на долгую традицию. Но с кем должна налаживать диалог религия, не имеющая структуры?

swissinfo.ch: Однако факт наличия воли к признанию Вы под вопрос не ставите?

A. T.-З.: По словам FIDS и KIOS большинство мусульман в Швейцарии хотело бы получить государственное признание их религии. Однако у меня есть сомнения. Такое впечатление, что это большинство существует только в рядах практикующих мусульман. Это их право, но… Дело в том, что доля лиц, активно практикующих ислам, составляет около 15% от всей мусульманской общины в Конфедерации, то есть это 60 тыс. человек из 400 тыс. Такое соотношение характерно и для других стран Западной Европы. Конечно, это не есть аргумент против признания. Однако кто есть эти самые мусульмане, желающие быть представленными «государственной церковью»? Кто решает, является ли данная персона мусульманином или нет? Ни одна из существующих организаций не может сказать, что она представляет интересы всех непрактикующих мусульман, которые если и стремятся к государственному признанию, то, по моему мнению, в весьма общем смысле.

swissinfo.ch: Как Вы считаете, не скрывается ли за этой инициативой стремление объединить мусульман Швейцарии?

A. T.-З.: Да, не исключено. Мусульмане в Швейцарии создали уже несколько объединительных структур. Речь идет об организациях албанцев, боснийцев, турок и алевитов. Поэтому, мне кажется, что было бы преждевременным говорить о каком-то едином движении. Наверное, FIDS и KIOS хотят показать, что в Швейцарии существует не только, скажем, «Исламский Центральный совет» («Islamischer Zentralrat»), или «Форум за прогрессивный ислам» («Forum für einen fortschrittlichen Islam»), которые представляют, скорее, отдельных лиц на локальном уровне. Но ведь и эти организации тоже хотят иметь возможность сказать «свое слово». И как раз на этом локальном уровне большинство мусульман находится на, скорее, скептических и даже отрицательных позициях.

swissinfo.ch: Однако национальная организация не смогла бы работать в кантонах…

A. T.-З.: Вот именно. Правовое признание и решение налоговых вопросов находится в компетенции как раз кантонов. Все эти вопросы решаются по отношению к конкретной организации, а не в смысле религии вообще. Кстати, в прошлом году в сентябре в кантоне Базель-городской была официально в качестве религиозной организации признана местная антропософская община. Еще два ходатайства по вопросу о признании были поданы новоапостольской церковью и алевитами. Новая кантональная конституция позволяет здесь признавать такие организации на основе частного права. Если ходатайство алевитов будет признано (ходатайство новоапостольской церкви было отклонено), то тогда они станут первой исламской общиной, официально признанной в Швейцарии. Впрочем, и без фактора признания религиозная палитра в Швейцарии остается более чем разнообразной.


МУСУЛЬМАНЕ В ШВЕЙЦАРИИ

Число. В настоящее время в Швейцарии проживает около 400 тыс. мусульман, что составляет примерно 5% от всего населения.

Происхождение. По данным Женевского университета, мусульмане приезжают в Швейцарию, как правило, из трех регионов: из Турции, Северной Африки (страны Магриба) и с Балкан (Косово и Македония).

Религиозность. Только небольшая часть таких мусульман относится к числу активно практикующих верующих.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version