News
15.05.2011

Швейцарский эксперт: «Многие хотят мести…»

Нынешнее понимание сути исламского терроризма происходит из целого ряда разнородных источников, говорит Райнхард Шульце (Reinhard Schulze), профессор Университета г. Берн. По его мнению, нет такой стратегии, которая могла бы обеспечить мгновенное и повсеместное уничтожение такого явления, как терроризм. «Это станет ясно, если учесть, насколько различаются ситуации в Великобритании и Йемене», - говорит известный эксперт по исламу.

swissinfo.ch: Насколько западные страны и исламский мир нуждаются в различных антитеррористических стратегиях?

Райнхард Шульце (Reinhard Schulze): Да, они нуждаются в разных стратегиях, причем не только они. Уже Египет и Йемен совершенно несравнимы друг с другом. Все зависит от того, в каком социальном контексте люди занимаются терроризмом. Поэтому в странах, в которых есть хорошо развитое гражданское общество, например, в Египте, Тунисе или Марокко, необходимо иметь антитеррористические стратегии, отличающееся от стратегий в таких странах, как Йемен, где гражданское общество развито гораздо слабее.

swissinfo.ch: В каком же направлении следовало бы идти, скажем, в Йемене?

Р. Ш.: В Йемене террористические группы нашли себе нишу-убежище в одном отдельно взятом маленьком регионе. Для местного населения они играют там роль своего рода структур социальной солидарности. Поэтому тут должно вмешаться государство, и взять на себя снабжение местных жителей и задачи борьбы с безработицей. Именно из-за того, что этими делами здесь занимается не правительство, а Аль-Кайда, боевики этой организации и могут рассчитывать на поддержку людей. Точно так же развивается ситуация в секторе Газа, где государственные функции взяла на себя организация Хамас.

swissinfo.ch: По сравнению с Йеменом Марокко является почти свободной и очень состоятельной страной. И вместе с тем, весьма заметно, что многие террористы, действовавшие в Европе, имели именно марокканские корни. С чем это может быть связано?

Р. Ш.: В Марокко сталкиваются две разные традиции. С одной стороны в предместьях Касабланки образовались трущобы, в которых образовался социальный слой из людей, по сути изгнанных из общества. Это очень напоминает, кстати, ситуацию в пригородах Парижа и других французских городов. Кроме того, есть исламские боевые группы, которые проникают в Марокко из Мавритании, Алжира или Мали.

swissinfo.ch: Аль-Кайда, как известно, оказывает на многих молодых мусульман в развивающихся странах очень сильное влияние. С чем это может быть связано?

Р. Ш.: Прежде всего на Западе, но так же и в некоторых частях арабского мира восприятие идей Аль-Кайды начинается с некоего расплывчатого чувства недовольства или ксенофобии. Такого рода чувства могут генерироваться в сознании тех, кто чувствует себя, будучи мусульманином, изгнанным из общества, не принятым им. У некоторых возникает даже острое чувство мести. Например, в Великобритании и во Франции есть люди, которые, словно знаменитый ловец крыс из сказки, пытаются искать и находить таких молодых мусульман с обостренным чувством мести или несправедливости, с тем, чтобы предложить им некое объяснение причин возникновения данных чувств. Им говорят, что такое чувство мести совершенно законно, и что его следует направить против Запада, поскольку именно Запад и есть их настоящий враг.

swissinfo.ch: Часто можно услышать мнение, что демократия на западный манер в исламских странах невозможна, так как ислам, де, нереформируем. Так ли это?

Р. Ш.: Это все старые предрассудки из 19-го столетия. С нынешней ситуацией они не имеют уже ровным счетом ничего общего. Революции в арабском мире показывают совершенно четко, что как раз люди в возрасте от 15 до 35 лет, составляющие большинство в населении данных стран, и демонстрируют свою волю жить в плюралистическом обществе. Они хотели бы сами определять свое будущее, они не хотят более зависеть от государственных или религиозных предписаний. Мы имеем дело здесь с фундаментальными процессами (общественной) эмансипации.

swissinfo.ch: Однако эти процессы еще не завершены. И насколько они будут успешны – сказать пока нельзя…

Р. Ш.: Да, это так. Однако главным препятствием на пути реализации этих требований является отнюдь не религия. Скорее всего здесь мы имеем дело с сопротивлением старых общественной системы, общественного порядка и клановых привилегий, узурпированных некоторыми сегментами данных обществ в последние десятилетия. Власть старого режима еще настолько велика, что данная воля к освобождению не везде сразу себе пробивает дорогу, как это можно увидеть в Сирии. Тем самым успех тут не гарантирован. Однако сама ясно выраженная воля, и оптимизм, который скрыт в этих революциях, показывают, что большая часть народов этих стран полностью или частично, но идентифицирует себя с тем, что принято называть «западными ценностями». Имеются в виду свобода религии, свобода совести, свобода слова.

swissinfo.ch: А что будет, если потребности населения не будут удовлетворяться, если люди через пару лет вообще лишатся возможности найти себе работу, если они не смогут прокормить себя и свои семьи, лишатся перспектив в жизни?

Р. Ш.: Если процессы, начавшиеся на наших глазах, завершатся безрезультатно, то тогда радикальные группы получат шанс заявить молодежи: вот видите, на что боролись, на то и напоролись! Нечего вам вести себя, как на Западе! И логическим выводом был бы призыв: назад, к корням! Однако люди знают, с другой стороны, что и использование ислама в качестве общественной модели тоже особенно не вносит вклад в удовлетворение социальных потребностей. Исламский порядок не способствует борьбе с безработицей. Привилегии не отменяются, и настоящих социальных перемен нет.

swissinfo.ch: Однако Запад поддерживает авторитарные арабские режимы, например, в Саудовской Аравии…

Р. Ш.: Вот в этом-то и проблема! Запад смотрит, прежде всего, на такие категории, как безопасность, стабильность, обеспеченность нефтью и другими видами сырья. Это означает, что он поддерживает те режимы, которые как раз представляют ценности, противоположные западным. Саудовская Аравия – самый яркий тому пример.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version