News
29.06.2011

Совет кантонов – за более жесткое регулирование банков

16 октября 2008 года: волна всемирного финансового и промышленного кризиса со всего размаху накрыла Швейцарию. В тот день правительство и Национальный банк (Центробанк Швейцарии) объявили о решении предоставить банку UBS спасательный «финансовый кредит» в размере 68 миллиардов франков.

Швейцарская Конфедерация как государство обещало выделить ему из своего бюджета 6 миллиардов. Национальный же банк перечислял 62 миллиарда для скупки так называемых «токсичных» бумаг, в основном векселей и других «структурированных» финансовых продуктов, опиравшихся на ставшие невозвратными американские ипотечные кредиты (по-немецки это выразительно называется «Ramschpapiere»).

Спасти нерядового банкира

Акция по вызволению из финансовой беды банка UBS не имела аналогов во всей истории Швейцарии. Правительство оправдывалось тем, что доведение до банкротства такого финансового института, как UBS, привело бы к краху всей экономики страны - ведь в банке были расположены счета более 130 тыс. швейцарских малых и средних предприятий, которые, как известно, составляют становой хребет экономики Конфедерации.

Швейцария была не готова к такому развитию событий, несмотря на то, что тенденции, которые не могли окончиться никак иначе, кроме как полным крахом банка, были очевидны всем аналитикам уже довольно долгое время. Было ясно, что банк по самое горло затянут в вихрь американского ипотечного кризиса. Все видели, что банк вынужден списывать в качестве потерь один миллиард за другим. К этому добавились и обвинения со стороны американских налоговых органов, подозревавших банк в том, что он помогал американским гражданам уходить от налогов.

В декабре 2008 года, несмотря на резкую критику со всех сторон, швейцарский парламент согласился с предоставлением банку намеченной помощи. Уже тогда левые партии настаивали на необходимости увязать эту помощь с более жестким регулированием банковской деятельности в Швейцарии в целом. Тогда ничего из этого не получилось, хотя безответственные игры менеджеров банка в «финансовое казино» вызывали недовольство не только левых, но представителей бюргерских партий.

UBS стал европейским банком, наверное, в наибольшей степени втянутым в американский финансово-ипотечный кризис. И это не случайно. Начиная с 2000-го года, UBS последовательно наращивал свою деятельность в сфере банковских инвестиций (Investmentbanking), все чаще и во всё большем масштабе забывая заветы умеренности и осторожности – то есть те заветы, на основе которых всегда строилась швейцарская модель банковского бизнеса.

В результате парламент Швейцарии, от которого в стране зависит практически все, даже в еще большей степени, чем от правительства, все меньше был склонен доверять банку и его руководству, прежде всего, в плане способности трезво оценивать риски и осуществлять адекватный самоконтроль.

В связи с этим правительству было поручено предложить план действий, цель которых – кардинально снизить риски, связанные с такими «системообразующими» банками, как UBS, крах которых может повлечь за собой коллапс всей экономики страны. Правительство исходило при этом из того, что ситуация, когда целая промышленность фактически оказывается в заложниках у одного банка, является недопустимой.

Удвоение собственного капитала

Правительство честно выполнило возложенные на него обязанности. Проект закона, который был предложен на рассмотрение депутатам, предусматривал более эффективное распределение рисков, более строгие требования на предмет наличия у банков ликвидных средств, а так же увеличение собственного капитала банков.

Так, например, крупные «системообразующие» банки должны выделять 19% процентов собственного капитала на обеспечение работы с рисковыми активами, что почти в два раза строже норм, предусмотренных в международном соглашении «Basel III». И вот теперь малая палата парламента Швейцарии, Совет кантонов, одобрила этот закон – несмотря на отдельную критику со стороны депутатов от бюргерских партий, отстаивавших интересы банка.

По их мнению, 19-процентная норма может значительно снизить международную конкурентоспособность UBS. «Но ведь недавний кризис со всей отчетливостью показал, насколько сильно может пострадать наша экономика в случае банкротства даже только одного из «системообразующих» банков, таких, как UBS», - не согласен депутат парламента от партии демохристиан Пирмин Бишоф (Pirmin Bischof). Активы только двух крупнейших швейцарских банков (UBS, Credit Suisse) достигают в стоимостном выражении 38 процентов от швейцарского ВВП, - указывает депутат. «Такого нет ни в одной другой стране».

«Необходимо задать вопрос – все ли до конца поняли уроки кризиса», - считает депутат Совета кантонов от партии либералов (FDP) Дик Марти (Dick Mary). «Ведь этот кризис не упал на нас с неба, он стал результатом аморальной культуры алчности и спекуляций. Он стал результатом тотального отсутствия этики и чувства личной ответственности».

Страх перед мнением народным

«Проект закона против проблематики «Too big to fail» это, на самом деле, тот необходимый минимум, который позволяет нам надеяться на то, что в будущем нам удастся избежать подобных кризисов», - считает депутат Совета кантонов от социалистов Ханс-Юрг Фер (Hans-Jürg Fehr).

Начиная с 2008 года парламент, по его словам, постоянно проваливал все похожие инициативы левых, не соглашаясь с необходимостью более жесткого регулирования банковской деятельности, включая ограничения по суммам выплачиваемых топ-менеджменту бонусов. И вот теперь, как видно, что-то все-таки сдвинулось…

В любом случае тут есть еще куда двигаться, ведь на рассмотрении парламентариев все еще находится проект народной законодательной инициативы «Против рвачей-банкиров» («Volksinitiative gegen Abzockerei»), которая требует дать общему собранию акционеров банка, да и вообще любой компании, право определять суммы выплачиваемых руководству вознаграждений и бонусов.

Левые силы намерены как можно скорее пройти все этапы согласований и вынести эту инициативу на суд народа, зная прекрасно, насколько велико возмущение избирателей в связи с астрономическими зарплатами, получаемыми «капитанами экономики» вне зависимости от состояния промышленной конъюнктуры.

В случае с банком UBS это возмущение особенно оправдано. Ведь топ-кадры банка продолжали получать, как ни в чем не бывало, свои бонусы даже тогда, когда банк был полностью зависим от государственных денег, а точнее – от средств налогоплательщиков.

Однако бюргерское большинство в парламенте с подозрением относится к инициативе «против рвачей-банкиров». Оно хочет протянуть время с тем, чтобы успеть подготовить свои контрпредложения. Поэтому во время нынешней летней сессии парламента Национальный совет (большая палата) решил продлить срок рассмотрения инициативы на еще один год.

Это решение вызвало протест даже в бюргерских партиях. Так, Пирмин Бишоф считает недопустимым рассматривать инициативу и решать, стоит ли ее выносить на референдум, аж три года подряд: «Тем самым депутаты только показывают, что они боятся народного мнения».

Тепеь слово за Национальным советом - большая палата парламента так же скоро выскажет свое мнение относительно ужесточения условий банковской деятельности в Швейцарии.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version