News
14.11.2011

Каким «курсом» пойдет швейцарский франк?

Долговые кризисы, огромные деньги, выделяемые на спасения нерадивых европейских стран, опасность глобальной экономической рецессии. Вызовы, стоящие перед развитыми странами Западной Европы, США и Азии огромны. Это понимает и швейцарский министр экономики И. Шнайдер-Амманн. «Нас ожидают тяжелые времена», - заявил он в очередной раз на днях, выступая перед представителями швейцарских промышленных кругов.

Что касается конкретно Швейцарии, то главной проблемой для нее является переоцененный франк. По словам министра, из-за слишком дорогого франка в течение одного только следующего года в Швейцарии могут исчезнуть до 40 тыс. рабочих мест. Государственный секретариат по делам экономики (das Staatssekretariat für Wirtschaft -Seco), структурное подразделение федерального министерства экономики Швейцарии, исходит из того, что уровень безработицы в Швейцарии в следующем году может вырасти с нынешних 2,9% до 3,7%.

Для того, чтобы переломить эту опасную тенденцию в начале сентября текущего года Швейцарский Центробанк (SNB) прибег к самому сильному средству, установив своей волей обменный курс евро и франка на уровне 1,20 франка за 1 евро. Директор SNB был награжден бурными и продолжительными аплодисментами, а на сегодняшний день обменный курс даже стал еще лучше, пусть и всего на пару раппенов.

Для простого обывателя это может граничить с чудом, однако опытные финансовые эксперты прекрасно видят, где тут «собака порылась». «На самом деле, SNB в состоянии назначить и удерживать любой обменный курс франка по той простой причине, что именно он и является эмитентом данной валюты», - говорит профессор Мануэль Амманн (Manuel Ammann), директор Швейцарского банковско-финансового Института при Университете г. Санкт-Галлен (Direktor des Schweizerischen Instituts für Banken und Finanzen der Universität St. Gallen) в интервью порталу swissinfo.ch.

С его точки зрения, чисто технически швейцарский ЦБ в состоянии ослабить собственную валюту в любой пропорции, напечатав дополнительный объем франков и выбросив их на рынок. «SNB является владельцем франка и может теоретически наводнить рынок любым количеством этой валюты», - согласен с ним главный экономист Швейцарского объединения профсоюзов (SGB) Даниэль Лампарт (Daniel Lampart). Ни одному валютному спекулянту не дано справиться с ЦБ, и одно уже это обстоятельство должно воздействовать отпугивающим образом.

Не случайно поэтому, что после действий швейцарского ЦБ в начале сентября в стране все громче раздаются голоса в пользу дальнейшего подъема курса франка. Например, комиссия по вопросам экономики Национального совета, большой палаты парламента Швейцарии, выступает за обменный курс франка-евро на уровне 1,30 франка, а для предприятий экспортной промышленности и за все 1,40. Именно за эту последнюю цифру выступает главный экономист SGB Д. Лампарт.

По его мнению, в конце 2009 г. в рамках торговли с Германией курс франка вообще находился на уровне 1,50, и это был оптимальный и «честный» показатель. «Даже на уровне 1,40 франк все равно был бы завышен, тем не менее по сравнению с нынешним курсом в 1,20 это было бы для швейцарской экспортной промышленности огромным облегчением», - заявил Д. Лампарт в интервью порталу swissinfo.ch.

Не терять управления

Швейцарский эксперт М. Амманн, однако, предупреждает, что повышение курса обмена франк-евро до 1,40 может привести к неприятным последствиям. Швейцария рискует в этом случае «импортировать чужую инфляцию» и выпустить из рук такой важный инструмент управления, как собственная независимая монетарная политика.

Но ведь задача SNB как раз и состоит в том, чтобы гарантировать ценовую стабильность и поддерживать промышленную конъюнктуру, - указывает Д. Лампарт. Поэтому банк просто обязан бороться со слишком дорогой национальной валютой.

Теоретически SNB может установить обменный курс и на уровне 1,60 франка за евро, - соглашается М. Амманн. «Однако чем выше оказывается назначенный обменный курс, тем вероятней возможность того, что ЦБ, случись что, сам себе перекроет все более или менее безболезненные пути отступления».

Постоянная привязка франка к евро превратила бы Швейцарию в фактического заложника европейского ЦБ. И если он, - как это сейчас требует почти каждый, - начнет обслуживать государственные долги стран еврозоны при помощи раскрутки печатного станка, то это приведет к тому, что Швейцария войдет в ситуацию высокой инфляции, что означает, что она сама будет участвовать в погашении долгов стран, пользующихся евро.

Вплоть до фактического банкротства SNB

Кроме того, напечатанные франки все равно рано или поздно вернутся в Швейцарию, и тогда «SNB должен был бы заняться рекапитализацией многих миллиардов «пустых» франков», - набрасывает М. Амманн возможные сценарии. А это, по его мнению, может привести к элементарному банкротству SNB.

Такой риск минимален, по крайней мере, до тех пор, пока мы не столкнемся с противоположной проблемой, а именно, со слишком дешевым франком, - парирует Д. Лампарт. Не видит он и рисков инфляции. «Напротив: именно потому, что франк настолько переоценен, существует тенденция скорее к снижению цен».

«Честный» обменный курс - какой?

По мнению М. Амманна, никто не может знать, какой обменный курс является «правильным» или «честным». То, что сегодня выглядит слишком высоким показателем, завтра будет выглядеть совершенно иначе. Очень рискованно настаивать на каком-то обменном курсе как на «единственно правильном». Меры, предпринятые SNB, не являются, таким образом, бесплатными. В результате их реализации появятся не только победители, но и проигравшие.

«Ослабление национальной валюты всегда в той или иной мере приводит к перераспределению ресурсов», - считает Амманн. Например, ослабление франка приведет к прибылям фирм, ориентированных на экспорт. Но для пенсионеров и вкладчиков банков эта процедура станет причиной потерь, в том числе потери покупательной способности.

Однако Д. Лампарт указывает, что от дорого франка страдают как раз пенсионеры и те, кто делает ставку на банковские депозиты как средство накопления. Все дело в том, что средства многих вкладчиков и пенсионных фондов вложены в зарубежные активы и другие валюты. Слишком дорогой франк как раз ведет к снижению реальной стоимости этих вложений.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version