News
05.02.2012

Швейцария – ЕС: борьба или партнерство?

В четверг на прошлой неделе Дания, которая сейчас занимает пост страны-председателя ЕС, сигнализировала готовность к новому раунду переговоров с Берном по вопросу налогообложения капиталов и процентов на капиталы нерезидентов в швейцарских банках. Швейцарское правительство со своей стороны за день до этого дало понять, что оно готово приступать к конкретным переговорам, но только после того, как Брюссель одобрит налоговые соглашения, заключенные в прошлом году Швейцарией с Берлином и Лондоном (досье «Рубик»).

Не дожидаясь согласия Берна, Дания созвала «конференцию налоговых экспертов высокого уровня из стран ЕС с тем, чтобы еще раз проанализировать ситуацию с налогообложением банковских счетов (нерезидентов в швейцарских банках) в свете новых реалий». Дания исходит при этом из того, что уступки, которые делает Швейцария в этих областях США, Великобритании и Германии дают возможность поставить вопрос о пересмотре существующего швейцарско-европейского Договора о налогообложении доходов с капиталов нерезидентов в швейцарских банках (Zinsbesteuerungsabkommen) так, чтобы выгоду от «уступчивости» Конфедерации могли получить все 27 членов ЕС.

Основная уступка Берна пока состоит во внесении в систему обмена банковской и налоговой информацией между Швейцарией и ЕС таких изменений, которые позволяют осуществлять так называемые «групповые запросы» по счетам целых групп клиентов тех или иных банков. Пока дальше этого дело не идет, так как в рамках уже упомянутой четверговой встречи Австрия и Люксембург выступили со своим вето против выдачи Евросоюзу мандата на ведение переговоров с Берном на предмет порядка налогообложения доходов с капиталов нерезидентов в швейцарских банках.

Существующее законодательство ЕС определяет, что эти страны должны будут отказаться от существующей у них системы анонимного взимания налога на финансовый источник (Quellensteuer), позволяющей сохранять банковскую тайну, и перейти на формат автоматического обмена налоговой информацией в соответствии с менее строгими в плане сохранения банковской тайны стандартами ОЭСР, в случае, если к такому же соглашению придут со своей стороны Швейцария и ЕС.

Пока Люксембург и Вена настаивают на своей позиции: они хотят, чтобы к им в плане налогов и ведения банковской деятельности относились так же, как ЕС относится сейчас к Швейцарии. Впрочем, в последнее время эти две страны дали понять, что они готовы перейти на более «гибкие» позиции. Поэтому Дания как председатель ЕС намерена провести с ними раунд двусторонних переговоров, еще до того, как министры финансов стран ЕС займутся вопросом отношений со Швейцарией. Произойти это должно 21 февраля, а скорее всего – 13-го марта.

Люксембург и Австрия хотят, чтобы им дали гарантию того, что «новейшие международные тенденции, возникшие в связи со Швейцарией» будут в будущем учтены в ходе перезагрузки их собственных банковских отношений с ЕС. Тем самым эти страны дают понять, что они были бы готовы при определенных условиях и при наличии официальных запросов об оказании правовой помощи выдавать банковские данные – не отказываясь от принципа банковской тайны в целом.

Остается вопрос, как Европейский союз приведет к единому знаменателю свое требование к Швейцарии на предмет быстрого прогресса в решении вопроса налогообложения доходов с капиталов нерезидентов с требованием, которое со своей стороны выставляет Швейцария в качестве условия начала вообще каких-либо переговоров, а именно: «зеленый свет» со стороны Брюсселя для реализации «досье Рубик».

Брюссель на данном этапе ставит под вопрос законность некоторых элементов договоров, заключенных Берном с Германией и Великобританией, среди которых – ставка так называемого «расчетного налога» (Abgeltungssteuer), который Швейцария должна, в соответствии с договорами, взимать в капиталов нерезидентов, а так же возможность применять новые правовые положения «задним числом». Впрочем, налоговые вопросы – это только одна часть общего комплекса конфликтных проблем, существующих в отношениях Берна и Брюсселя.

На самом деле в настоящее время речь идет в целом о том, как в будущем будут развиваться отношения и кооперация ЕС и Швейцарии, с учетом того, что Брюссель хотел бы привнести в эти контакты больше правовой строгости. В частности, Европейский союз хотел бы, чтобы Швейцария в будущем более оперативно адаптировала свое законодательство к правовым новациям в ЕС. Брюссель так же настаивает на создании наднациональных механизмов реализации соглашений (заключаемых между ЕС и Конфедерацией) и разрешения правовых конфликтов. Эти приоритеты были определены министрами иностранных дел 27-ми стран ЕС в декабре 2010 года.

Швейцарское правительство выступает с прагматических позиций. Она предлагает пойти от частного к общему, и не искать сначала решения институционально-рамочных проблем общего характера, а действовать, исходя их уже в настоящее время ведущихся переговоров на тему сотрудничества Швейцарии и ЕС в области электроэнергии. Внешнеполитическая служба ЕС по крайней мере не отвергла с порога предложений Берна, приняв их к сведению «с интересом».

Однако Швейцария не должна впадать в иллюзию. «Мы будем рассматривать эти предложения в свете новых вызовов и принципов, закрепленных в декабре 2010 г.», - говорят в Брюсселе. Иными словам, ЕС не будет подписывать никаких новых билатеральных соглашений с Конфедерацией, если только в рамках переговоров по сотрудничеству в области электроэнергетики не будут найдены принципы решения имеющихся институциональных проблем, которые можно было бы применить ко всем остальным соглашениям, образующим два пакета договоров ЕС-Швейцария (Bilateralen I & II).


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version