News
27.02.2012

Дилемма швейцарского туризма

Число туристических ночевок в Швейцарии в 2011 году сократилось на 2%. Однако такой результат можно считать удачей – спад мог бы быть еще сильней, не будь буквально массового наплыва туристов из Азии. Свою роль сыграло и то, что все больше собственно граждан Швейцарии принимают решение проводить отпуска у себя на родине.

Организация «Schweiz Tourismus» (ST) обнародовала так же данные о том, что число приехавших в Швейцарию туристов из Европы сократилось на 8,5%. Количество ночевок туристов из Китая увеличилось в 2011 году сразу на 50%. Количество туристов из Швейцарии, предпочитавших проводить отпуск на родине, сократилось, но не на столько, как предполагалось, и это несмотря на то, что сильный франк позволяет сейчас гражданам Швейцарии проводить отпуск в еврозоне с большой выгодой.

Швейцарский туризм вынужден сражаться еще и с другой проблемой, а именно, с большим количеством квартир, построенных под сдачу туристам, и стоящих теперь пустыми. Многие аналитики указывают, что такого рода объекты недвижимости вносят свой негативный вклад в «бетонирование» последних ареалов нетронутой природы, в результате чего уничтожается главный капитал Швейцарии как туристической страны – природный ландшафт.

По мнению шефа ST Юрга Шмида (Jürg Schmid) в Швейцарии, с одной стороны, и в самом деле начинает превалировать мнение, что в сфере строительства так называемых «каникулярных вторых квартир» уже достигнут предел разумного. Еще большее количество таких «квартир» окончательно уничтожит ландшафт страны, то есть как раз то, что в первую очередь привлекает туристов в Швейцарии.

С другой стороны, указывает Шмид в интервью порталу swissinfo.ch, каникулярные «вторые квартиры» сыграли во время острой фазы последнего глобального кризиса роль фактора, значительно стабилизировавшего цены на рынке недвижимости Швейцарии. То есть, если говорить прямо, туристическая отрасль страны заинтересована в наличии (относительно) дешевой туристической недвижимости чтобы привлекать иностранных гостей любоваться на… бетонные ландшафты? Такова дилемма, в которой сейчас находится швейцарская туристическая отрасль. Более того, швейцарские отели могли бы несколько компенсировать убытки от снижающегося количества гостей путем роста цен, однако переизбыток пустующей каникулярной недвижимости делать им этого не дает.

Впрочем, и здесь есть свои пределы роста. Начиная с 1975 года количество «гостиничных коек» во всех ценовых категориях в Швейцарии не растет, стабилизировавшись на уровне 200 тыс., в то время как за этот же период количество «холодных коек» (так еще в Швейцарии называют квартиры, которые используются туристами только несколько недель в году) выросло с 600 тыс. до 1,3 миллионов.

Такого рода почти неконтролируемый рост, как говорится, разбудил, но не Герцена, а защитника швейцарских ландшафтов, а так же писателя и поэта Франца Вебера (85). Именно он выступил с инициативой ограничения объемов строительства «вторых квартир» с тем, чтобы защитить швейцарские ландшафты от наступления бетона.

11 марта народ Швейцарии получит возможность высказать свое отношение к этой инициативе на референдуме. Основное ее требование – каждая община Швейцарии имеет право выделять в фонд «каникулярной недвижимости» не более 20% всей своей недвижимости, с учетом уже существующих фондов. Предварительные опросы показывают, что население склонно позитивно проголосовать по данной инициативе. Впрочем, предсказать исход плебисцита невозможно.

Швейцарская туристическая отрасль неоднозначно оценивает данную инициативу. Против выступают, что понятно, те, кто имеет дело с торговлей недвижимостью и со строительством. Однако интересы строительного лобби не обязательно совпадают с интересами туристической индустрии, которая хотела бы слегка «прикрутить кран» тем, кто наводняет рынок недвижимостью и рушит цены.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version