News
23.03.2012

Военный экспорт из Швейцарии вновь в центре дискуссий

Новый раунд общественной дискуссии на предмет законодательства регулирующего экспорт из Швейцарии материалов военного и двойного назначения, был вызван докладом, совместно подготовленным учеными Университетов Берна и Цюриха по итогам анализа ситуации с военным экспортом из Швейцарии после отмены в декабре 2011 г. ограничений на поставку военных материалов эмирату Катар.

Ограничения были введены после того, как стало известно, что боеприпасы, производимые швейцарским военным концерном Ruag (его контрольный пакет акций находится в руках швейцарского правительства) и экспортированные в Катар, неожиданно были найдены в Ливии, что было очевидным нарушением швейцарского Закона о военных материалах (Kriegsmaterialgesetz). Правительство признало «логистическую ошибку» и дало поручение проанализировать ситуацию.

По мнению Александра Шпринга (Alexander Spring), одного из авторов выполненного независимым экспертным центром «Foraus» («Forum Aussenpolitik») исследования под названием «Schweizerische Munitions-Exporte unter der Lupe – Divergenz zwischen Gesetz und Praxis» («Анализ экспорта боеприпасов из Швейцарии – расхождение между законом и практикой»), в этой сфере существует очевидный недостаток транспарентности. Недостаток этот связан, прежде всего, как раз решением возобновить экспорт в Катар.

«Нам ничего не известно относительно контроля ситуации после того, как поставка уже произошла», - говорит А. Шпринг в интервью порталу swissinfo.ch. - «Правительство признало факт «логистической ошибки», но я не имею понятия, в чем она конкретно состояла. Например, кто контролировал склады с поставленной продукцией на предмет ее сохранности. Были ли это сотрудники посольства, которым просто предъявили несколько коробок с патронами, или это были эксперты министерства обороны, у которых была квалификация достаточная для того, чтобы провести послепродажную проверку».

В ответ на электронный запрос портала swissinfo.ch Симон Плюсс, глава департамента экспортного контроля в Организации поддержки швейцарского экспорта (Seco), ответил также посредством E-Mail, что конкретно в данном случае никакого послепродажного экспортного контроля не производилось, так как «Катар ранее предварительно заверил, что поставка швейцарских боеприпасов ливийским повстанцам через эмират произошла из-за как раз логистической ошибки».

По словам С. Плюсса, представители Швейцарии уже несколько раз, точнее – два раза, летали в Доху, чтобы не месте разобраться в том, как эта «ошибка» вообще могла возникнуть. «Решение о том, в каких случаях следует проводить, а в каких не проводить, послепродажный контроль, принимается Seco. Процедура и цель такой проверки должна каждый раз обговариваться со страной-покупателем. И это происходит по дипломатическим каналам», - указывает С. Плюсс.

О недостаточной прозрачности процессов экспорта военных материалов говорит и Тобиас Шнебли (Tobias Schnebli), представляющий пацифистскую организацию «Группа Швейцария без армии» («Gruppe Schweiz ohne Armee» - «GSoA»). В интервью порталу swissinfo.ch он указал на «сомнительность» поставок в 2011 году из Швейцарии автоматического оружия швейцарского производства полиции индийских штатов Орисса и Джаркханд. Напомним, что в последние два года эти штаты были ареной кровопролитных схваток межу правительственными войсками и маоистскими повстанцами, жертвами которых стали тысячи человек.

В 2011 году в общем и целом Швейцария экспортировала в Индию военных материалов и техники на сумму в 7,4 миллиона франков (в 2010 г. – 6,03 миллиона). Таким образом, в списке важнейших покупателей швейцарских военных материалов Индия находится на 16 месте. «Доказано, что в штате Орисса полиция насильно рекрутировала для борьбы с повстанцами 16-летних подростков», - говорит Тобиас Шнебли со ссылкой на информацию правозащитной организации «Human Rights Watch».

«В Seco нам сказали, что будут произведены выборочные пробы. Однако неправительственные организации должны потребовать Seco самой сопровождать эти проверки, чтобы иметь возможность проконтролировать, кто в конечном итоге окажется владельцем военных материалов и вооружений. Без этого местным армии и полиции будет очень легко завуалировать (незаконные операции с продукцией военного назначения)», - считает этот представитель GSoA.

Производимые Seco выборочные послепродажные проверки могут быть квалифицированы как вмешательство во внутренние дела суверенных стран. Таков аргумент С. Плюсса. Участие независимых наблюдателей является очень «деликатным делом» и этот инструмент контроля следует использовать с большой осторожностью. Что касается поставок в Ориссу и Джаркханд, то их нужно рассматривать как «особое обстоятельство». Кроме того, в некоторых случаях Швейцария требовала от клиентов письменного заверения того, что получаемое вооружение не будет направлено против гражданского населения.

«Следует знать, что некоторое поставленное из Швейцарии вооружение использовалось часто для охраны и защиты важных высокопоставленных чиновников», - подчеркивает С. Плюсс. - «Вооружение такого типа довольно дорого, его применение требует высокой профессиональной квалификации. Поэтому оно предоставлялось в распоряжение элитных особых частей. Обычная полиция доступа к нему не имела. И это обстоятельство значительно снижает риск злоупотреблений и нецелевого или преступного использования».

Напомним, что швейцарское законодательство жестко запрещает поставлять военную технику и оборудование в страны, вовлеченные в вооруженные конфликты и в которых велика вероятность попадания такого рода материалов в руки «нежелательных пользователей». Кроме того, закон исключает поставки вооружений в страны, где имеет место систематические нарушения прав человека или где велика вероятность использования оружия против мирного населения.

В 2011 году Швейцария экспортировала военных материалов на сумму в 872 миллиона франков, что на 36% больше, чем в 2010 году. Такой прирост, по данным Seco, был достигнут за счет сделки в ОАЭ, закупившими в Швейцарии авиационную технику на сумму в 258,1 миллиона франков. А. Шпринг из фонда «Foraus» и Т. Шнебли из GSoA едины в том, что в Швейцарии действует один из самых эффективных законов, регулирующих экспорт материалов военного и двойного назначения. Однако они так же едины в том, что это законодательство вполне может быть усовершенствовано, с учетом того, что даже самый совершенный закон содержит «лазейки» для злоупотреблений.

По мнению А. Шпринга, военный экспорт из Швейцарии в целом сомнителен, так как он обеспечивает только 0,4% швейцарского ВВП. С этим не согласен Ян Аттесландер (Jan Atteslander) из межотраслевого объединения работодателей Economiesuisse. По его мнению, швейцарская военная индустрия является генератором важных и перспективных идей и технологий, которые могут найти применение и в гражданской сфере.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version