News
16.05.2012

Два швейцарских фильма в Каннах

Швейцарскими фильмами, участвующими в программе нынешних Канн, стали лента женевца Николаса Вадимова (Nicolas Wadimoff) «Opération Libertad» («Операция «Освобождение») и короткометражка так же жителя Женевы с португальскими корнями Базиля да Куньи (Basil da Cunha) «Les vivants pleurent aussi» («Живущие тоже плачут»). Оба произведения будут представлены в программе фильмов, организованной для показа международным Объединением режиссеров (Société des Réalisateurs de Films, Vereinigung der Regisseure). В рамках этой программы на суд синефилов представляются обычно работы молодых, талантливых, но еще малоизвестных режиссеров, а так же показываются эксперименты уже прославленных творцов.

В нынешнем году Швейцария уже третий раз представлена в Каннах. В 2010 г. Швейцарию представлял Жан-Штефан Брон (Jean-Stéphane Bron) с картиной «Cleveland contre Wall Street». В 2011 году на Лазурном берегу побывал тот же да Кунья с небольшим фильмом «Nuvem-Le Poisson Lune». Почему об этом стоит сказать отдельно? Потому что вот уже третий раз подряд имеющее место присутствие Швейцарии в программе, наверное, важнейшего киносмотра мира, не есть нечто само собой разумеющееся. «Оно, однако, это присутствие, совершенно оправдано, так как Швейцария обладает одним из самых оригинальных кинематографов Европы», - говорит руководитель это программы француз Эдуард Вайнтроп (Edouard Waintrop).

Он является признанным знатоком швейцарского кино. Его оценки имеют международное значение. В свое время он был руководителем кинофестиваля в швейцарском Фрибуре (FIFF). Долгое время в качестве авторитетного кинокритика он сотрудничал с газетой Libération. В настоящее время он руководит кинокомплексом в женевском культурном центре «Grütli». «Алэн Таннер это Таннер, Клод Горетта это Горетта, наклеить на них какую-то этикетку и подверстать к какому-то определенному течению просто невозможно», - говорит он в интервью порталу swissinfo со ссылкой на, наверное, два самых громких имени в истории швейцарского кинематографа и режиссуры.

Они, по его мнению, отличаются полной свободой творческого духа. Та же самая свобода заметна и в творчестве Николаса Вадимова (Nicolas Wadimoff), который очень напоминает А. Таннера. «Точно такого же мнения придерживается и руководство Каннского фестиваля, которое, правда, гораздо более внимательно относится к кино франкоязычной Швейцарии, несколько обделяя кино Швейцарии немецкоязычной», - говорит Э. Вайнтроп. Николас Вадимов прославился за пределами Швейцарии такими картинами, как «Clandestins» и «Still Alive in Gaza». За последнюю работу, посвященную жителям этой одной из самых горячих точек на политической карте мире, 48-летний женевец был удостоен уже нескольких авторитетных призов и премий. Его фильм «Opération Libertad» впервые будет представлен мировой публике именно в Каннах.

Вадимов исповедует язык политического кино. Этот язык является определяющим и для его новой работы, речь в которой идет об истории левого политического движения в Швейцарии в 1970-е гг. Картина опирается на долгие научные изыскания и уникальные личные интервью с представителями крайних левых организаций.

Сама история фиктивна, но действие происходит в реальном Цюрихе. В 1978 году представители непримиримых левых организуют нападение на крупный банк. На счетах этого банка, якобы, находятся деньги, спрятанные в Швейцарии неким латиноамериканским диктатором. Особенность ограбления состоит в том, что грабители не только обчищают сейфы, но и снимают каждый свой шаг на камеру. 30 лет спустя эти пленки неожиданно появляются в сфере общественного внимания…

Фильм рассказывает не о финансовой системе Швейцарии того времени, а о том, в каких формах может протекать политическая борьба, - говорит режиссер Н. Вадимов. «В 1970-х гг. в Швейцарии действовали радикальные левые группы, находившиеся в прямых контактах с террористами из Германии («Фракция Красной Армии» - RAF) и Италии («Красные бригады»). Вокруг них и построен весь фильм. Я ставлю под вопрос их мотивацию и их намерения, и все это на фоне одного отдельно взятого ограбления банка».

По словам режиссера, главный вопрос заключается в следующем: Какова цена превращения в революционного борца? По мнению Вадимова, цена эта весьма высока. Он надеется спровоцировать своим фильмом соответствующие общественные дебаты. Фильм «Opération Libertad» не становится, однако, на чью-либо сторону. «Когда я говорю о Швейцарии, я имею в виду, прежде всего, ее способность искусно разрешать конфликты и скандалы, избегая жертв и разрушений. Я называю это «швейцарским искусством балансирования».

Вадимов рисует злую карикатуру, доводя ее до печального конца, - говорит Вайнтроп. «В фильме швейцарский кризисный менеджмент работает только потому, что все в этой стране базируется на принципе молчания. Банк, например, вовсе не спешит раструбить на весь свет о том, что он стал объектом ограбления. Тем самым политические активисты попадают в тупик, неожиданно сталкиваясь с системой, которая является куда более изощрённой, чем они сами».

Этот фильм является полной противоположностью короткометражке да Куньи, которая базируется на чистой фантазии. В центре картины «Les vivants pleurent aussi» стоит главный герой по имен Це (Zé). Он мечтает оставить свою работу грузчика в порту Лиссабона и, забрав все свои накопления, переехать в Швецию. В своей картине режиссер искусно сплетает воедино выдумку и реальность.

«Герой предпринимает побег в мечту, оставаясь конкретным в своих мечтаниях. При этом возникает магия совершенно особого вида», - говорит Вайнтроп, оценивая эту ленту очень высоко. По его мнению, молодой женевец является одной из самых ярких надежд будущего швейцарского и мирового кинематографа. «Да Кунья родился в Швейцарии, но источник его вдохновения находится в Португалии. Выступая вместе с Вадимовым в программе Канн, он представляет вместе с ним стилевое разнообразие актуального швейцарского кино».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version