News
07.06.2012

Референдум 17 июня: прямая демократия в эпоху глобализации

Почти во всех странах мира народ предоставляет своим правительствам или законно избранным президентам весьма широкие полномочия в области внешней политики. Ни у кого не вызывает возражения мысль о том, что государство должно иметь, например, в рамках важных международных переговоров, возможность быстро принимать решения, выступая на внешнеполитической арене, так сказать, единой командой. И что в контактах со своими зарубежными партнерами любое правительство должно защищать интересы, прежде всего, своей собственной страны.

В Швейцарии, как всегда, все немного сложнее. В области внешней политики правительство должно здесь отчитываться не только перед парламентом, но еще и перед народом и кантонами (субъектами федерации). Все международные соглашения, содержащие важные правовые нормы, должны быть, наподобие федеральных законов, представлены на рассмотрение народу в случае, если за проведение (факультативного, необязательного) референдума по тому или иному международному документу высказались 50 тыс. граждан или восемь кантонов (из 26-ти). При вступлении же в международные наднациональные организации или в организации, созданные с целью обеспечения режимов безопасности, общенациональный плебисцит проводится в обязательном порядке.

По мнению, однако, швейцарских правоконсервативных сил всех этих инструментов прямой демократии теперь недостаточно. Поэтому в 2009 г. организация «Акция за независимую и нейтральную Швейцарию» («Aktion für eine unabhängige und neutrale Schweiz» - «Auns»), при поддержке консервативной партии «народников» (SVP/UDC), запустила народную законодательную инициативу («Staatsverträge vors Volk») с целью «усиления прав народа в рамках формирования национальной внешней политики». По этой инициативе, которая требует проводить обязательные референдумы по всем мало-мальски важным международным соглашениям, народ выскажется на референдуме 17 июня текущего года.

Современный мир переживает в настоящее время фазу стремительных трансформаций, иногда обозначаемых общим термином «глобализация». В этих условиях Швейцария постоянно подписывает с кем-нибудь какие-либо международные договоры и соглашения. Внешнеполитические решения имеют сейчас, как никогда раньше, сильное влияние на внутреннюю политику и на повседневную жизнь граждан страны. Поэтому-то, - считают в «Auns», - любой гражданин должен иметь право высказать свое мнение по любому международному соглашению, не дожидаясь сбора 50 тыс. подписей.

Правые политические силы в Швейцарии не скрывают своего недоверия по отношению к правительству и парламенту, обвиняя их в постоянной сдаче внешнеполитических позиций под внешним давлением. Тем самым «Auns» и SVP/UDC хотели бы, прежде всего, заблокировать саму возможность хотя бы теоретических уступок в пользу Европейского союза. Партии левого и центристского толка рассматривают инициативу «Auns» в качествененужной и даже вредной траты сил и средств, указывая на то, что уже сейчас народ Швейцарии имеет право высказываться по поводу важных международных соглашений, применяя инструмент факультативного референдума. Инициатива «Staatsverträge vors Volk» привела бы только к замедлению хода международных переговоров, что негативно отразилось бы на защите интересов Швейцарии.

Расширяя права народа во внешнеполитической области «Auns» как раз надеется добиться обратного, а именно, лучшей защиты швейцарского суверенитета. Однако уже почти всем стало давно очевидно, что в эпоху глобализации прямая демократия имеет четко очерченные «пределы роста». Взаимная зависимость государств растет день ото дня. Актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный мир (изменение климата, миграция, терроризм) имеют глобальный характер. Они не останавливаются перед национальными границами. И решать эти проблемы можно только на международном, глобальном уровне.

«Народные права имеют для Швейцарии фундаментальное значение. И, тем не менее, я считаю, что правые политические круги переоценивают значение, которое может играть Швейцария на международной арене в качестве одиночного игрока. Напротив, она плотно интегрирована в структуры международной многосторонней дипломатии. В этих условиях правые могут продолжать творить культ из представлений о независимой Швейцарии – все это ровным счетом ничего не изменит в том факте, что реально такая независимость если и существует, то в очень небольшой степени», - говорит политолог Георг Лутц (Georg Lutz) из Университета Лозанны в интервью порталу swissinfo.ch.

«Необходимо отдавать себе отчет в том, что сегодня суверенитет (Швейцарии) в значительной степени урезан. Мы, как на конвейере, перенимаем у себя европейское право. Нельзя быть игроком на европейском рынке, - а это участие фундаментально важно для нас и нашей экономики, - и при этом оставаться полностью суверенным. Вопрос суверенитета, таким образом, является на данный момент чисто академическим вопросом», - считает Дитер Фрайбургхаус (Dieter Freiburghaus), эксперт в сфере международных европейских отношений, в интервью порталу swissinfo.ch.

Инициатива «Auns» вновь дала импульс старой дискуссии на предмет открытости/закрытости страны в отношениях с окружающим миром. Тема эта всегда была важна для швейцарской политики. Но в последние 20 лет она стала особенно актуальной. Ни в одной другой стране мира вопрос отношений с дальним и ближним зарубежьем не привлекает к себе столь пристального общественного внимания, как в Швейцарии. В период с 2000 г. в стране прошло в общей сложности 20 референдумов, часто инициированных правыми политическими силами, на международные и миграционные темы.

«Тема иностранцев и отношений с зарубежными странами стала в Швейцарии центральной конфликтной темой, даже в еще большей степени, нежели вопросы характера и структуры распределения общественного богатства, включая вопросы социального страхования, налогов и занятости, которые в других странах стоят, как правило, на первом месте», - говорит Г. Лутц. - «Как раз по этим вопросам в Швейцарии достигнут в большей или меньшей степени общественный и политический консенсус, прежде всего, благодаря успешному экономическому развитию. Например, мы в Швейцарии четко выступаем за рыночную экономику, но при этом хотим развивать и социальное государство».

В рамках швейцарской политической системы, нацеленной на поиск компромиссов, любые изменения в социальной или экономической сфере требовали много времени и стратегии «малых шагов», - считает политолог из Лозанны. - «Понятно поэтому, что для победы на выборах гораздо выгоднее делать ставки на громкие символические и эмоциональные темы, такие, как строительство минаретов, порядок предоставления политического убежища или режим свободы перемещения между Швейцарией и ЕС. Именно такие темы позволяют эффективно подпитывать страхи избирателей и столь же эффективно «бороться» за сохранение национальной идентичности». Отсюда и возникает разница между тем, как люди представляют реальность и самой реальностью, - добавляет ученый.

Широко распространенное недоверие к внешнему миру и иностранцам кажется удивительным парадоксом в стране, благосостояние которой было в подавляющей степени заработано за счет экономического обмена с зарубежными странами и за счет возможностей социального и финансового взлета, предоставляемых здесь иностранным предпринимателям и просто гражданам. Вклад иностранцев в ВВП страны никем не оспаривается.

«Большая часть швейцарцев принадлежит к победителям процесса глобализации, они получают от нее сплошные выгоды. Однако любой процесс открытия по отношению к внешнему миру приводит и к появлению проигравших. В результате начинают укрепляться изоляционистские тенденции, инициированные, как правило, правыми партиями. Однако политику в Швейцарии определяют не они. В последние десять лет народ всегда поддерживал внешнеполитический курс правительства, например, что касается вступления в Шенген или режима свободы перемещения между ЕС и Швейцарией», - говорит Дитер Фрайбургхаус.

«Такие (изоляционистские) тенденции существуют и в других странах. Просто в Швейцарии они гораздо заметнее, поскольку тема отношений с заграницей начинает дискутироваться всякий раз в ходе любого очередного референдума. С другой стороны, открытое обсуждение таких вопросов и тенденций является очевидным преимуществом, ведь в результате политический класс в стране вынужден серьезно подходить к озабоченностям населения, пусть даже такие «озабоченные» люди составляют явное меньшинство населения».

На фото: министры финансов Швейцарии и Германии Э. Видмер-Шлумпф и В. Шойбле подписывают налоговое соглашение. Каждый год Швейцария заключает примерно пятьсот международных соглашений.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version