News
29.06.2012

Руссо – культовый швейцарский философ на все времена

Франция, Италия, Англия, Россия, США, Бразилия, Бенин, Китай, Япония… Нет, это не список стран, которые будут участвовать в отборочных играх чемпионата мира по футболу 2014 года. Это список, причем далеко не полный, стран, в которых сейчас проходят памятные мероприятия, посвященные «гражданину Женевы» Жан-Жаку Руссо. Не случайно, поэтому, что этот писатель и философ был внесен ЮНЕСКО в программу «Memory of the World» («Память мира»).

«В Японии Руссо является едва ли не самым известным западным автором. Все его работы были переведены на японский еще в 19-ом веке. В настоящее время его наследием занимается как минимум полсотни ученых, включая аспирантов. Из них пятеро работают над новым японским изданием полного собрания сочинений», - говорит Такуя Кобаяши (Takuya Kobayashi) в интервью порталу swissinfo.ch.

«Нас особенно интересуют почти буддистские идеи Руссо относительно самоидентификации человека с природой и вселенной», - указывает Т. Кобаяши, автор докторской диссертации о Руссо-ботанике. Один из самых глубоких в мире знатоков и экспертов в области музыкального наследия Руссо, Йошихиро Найто (Yoshihiro Naito), тоже, кстати, японец.

«О Руссо каждый год выходит как минимум столько же работ, сколько и о Шекспире, и уж точно гораздо больше, чем о главном сопернике Руссо – Вольтере. Студенты до сих пор не могут равнодушно воспринимать автобиографические моменты в его «Признаниях» (1766-1770) или в «Размышлениях о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в работах и по сей день сохраняющих свою актуальность. Он является основателем современного образа мышления, а написав роман «Юлия или Новая Элоиза» Руссо стал первым в истории автором бестселлера – в современном понимании этого слова», - говорит Фредерик Айгельдингер (Frédéric Eigeldinger) из университета г. Невшатель (Neuchâtel).

«Немного можно найти писателей, которые были бы столь точны и элегантны в построении своих текстов»,- говорит Мартин Руфф (Martin Rueff), профессор Женевского университета. - «Качество его текстов до сих пор выступает для студентов серьезным стимулом». По его мнению, кроме этой, есть еще две фундаментальные причины, по которым Руссо стоит читать и в наши дни.

«Речь идет, прежде всего, о качестве его описаний. Он сумел раскрыть в обществе, в котором ему приходилось вращаться, определенную степень отчуждения, которое было незаметно его современникам. Он сумел даже уловить некоторые формы отчуждения, которые актуальны и для нас сегодня. Затем, мы должны учитывать выдающееся качество его теоретических построений и гипотез, до сих пор сохраняющих свою действенность».

Будучи талантливым самоучкой, Руссо занимался всеми возможными темами, развив собственные идеи в самых разных областях науки: в философии, педагогике, поэзии, ботанике, музыке и т.д. Его размышления о природе власти и об особенностях различных правительственных систем важны и сегодня.

Он был носителем идей французской революции, а потому он подвергался преследованиям и был вынужден уехать в эмиграцию. Его роман «Эмиль или о воспитании», который был сожжен на площади в Женеве, до сих пор является предметом дискуссий.

Совершенно новым в его текстах было качество описаний, выдававших в авторе сторонника и любителя живой природы. Его проза, переполненная визуальными и слуховыми образами, стала базисом, на котором развивалась поэзия 18-го века. Не случайно Руссо считается отцом сентиментализма и европейской романтики.

«Совсем юным читателям разобраться с Руссо довольно непросто». И, несмотря на это, его работы всегда находятся в списке обязательной литературы Мари-Франс Пюро (Marie-France Puro), профессора известного «Collège de Genève».

«В общем и целом среди моих школьников преобладает отрицательное отношение к этому автору – он кажется им далеким от того, что их занимает в повседневной жизни». Поэтому «я должна подготовить почву и показать им, что, например, в центре его «Признаний» находится их сверстник, хотя фактически в книге умудренный опытом старик обращается, беспощадно высмеивая, к себе же самому в молодом и беззаботном возрасте», - говорит М.-Ф. Пюро в интервью порталу swissinfo.ch.

«Некоторые школьники потом находят подход к работам Руссо, которые, в самом деле, несколько напоминают учебники. Однако им не нравится его зажатость и скованность в отношениях с женщинами, а также, самое главное, им остается чужда сумасшедшая эгоцентричность этого автора». «Амбивалентное» отношение философа к женщинам не нравится и самой М.-Ф. Пюро, хотя она отдает должное Руссо, который «находит в себе мужество и человечность открыто говорить о таких интимных проблемах».

По мнению Фредерика Айгельдингера именно в этой-то эгоцентричности и заключается вся соль. Руссо первым открыл жанр внутреннего самосозерцания (ретроспекции) и исповеди. Этот подход был позже копирован бесчисленными подражателями Руссо во Франции (Шатобриан, Жорж Санд), в Швейцарии (Анри-Фредерик Амьель) и в России (Л.Н. Толстой). Накопленные материалы проторили позже дорогу психоанализу, предоставив в его распоряжение огромный массив данных для научных изысканий.

Но есть пункт, в котором мнения экспертов серьезно расходятся: насколько для Руссо характерны искренность, откровенность, прямота? Многие обвиняют его прямо-таки во лжи, когда речь идет, например, о его пятерых детях, воспитанием которых он не занимался, отдав их на попечение чужим людям.

Мартин Руфф интересуется вопросом искренности и честности Руссо, скорее, в теоретическом аспекте (что значит «рассказывать о своей жизни» и насколько тут допустимы преувеличения и неточности). Фактический аспект проблемы (где и когда Руссо лгал в реальной жизни) его интересует в меньшей степени.

«Я уверен, что в целом Руссо честен, но он, как и все мы, находится под влиянием противоречий обычной жизни. Но что самое ценное – Руссо не из тех, кто относится к себе слишком серьезно. Это, наверное, тут самое главное».

Так или иначе, книги Руссо активно читаются и в наши дни. Его тексты отлично продаются, в интернете существует бесчисленное количество сайтов и блогов, посвященных Руссо. Сайт «ATHENA» Женевского университета был основан в 1994 году и стал первым в мире сайтом, опубликовавшим в открытом доступе все главные тексты писателя.

Это было отнюдь не просто – одна только подготовка к публикации «Признаний» заняла два года, - говорит издатель сайта Пьер Перро (Pierre Perroud) в интервью порталу swissinfo.ch и добавляет с гордостью - «В месяц на эту работу «кликают» в среднем один миллион раз».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version