News
09.07.2012

Страна фестивалей - Швейцария

В Швейцарии в последнее время увеличивается количество людей, не уезжающих на лето к теплым морям, но остающихся дома для того, чтобы пойти на музыкальный летний фестиваль под открытым небом. Ведь на его территории они, хотя бы некоторое время, могут окунуться в осуществленную утопию мирного и дружелюбного мира». Это говорит знаток фестивалей и музыкальный критик Йодок Кобельт (Jodok Kobelt) в интервью порталуswissinfo.ch.

Свои широкие познания о мире таких фестивалей он накопил с 1983 по 1999 гг. работая радиоведущим и репортером швейцарского радио DRS 3. По его оценкам, бизнес в этой области переживает сейчас бурное развитие, а потому, наряду с устоявшимися фестивалями с давними традициями и историей, активно возникают все новые и новые фестивали.

Сколько их теперь всего не может точно сказать даже такой «зубр» как Кристоф Хубер (Christof Huber), организатор авторитетных и популярных смотров «опен-эйр» в Санкт-Галлене и Арбоне и одновременно генеральный секретарь международного объединения фестивальных продюсеров «Yourope». По его прикидкам в Швейцарии в год проводится до 300 фестивалей. По числу европейски признанных фестивалей Швейцария находится в очевидных лидерах, подчеркивает он.

Как выглядит идеальный фестиваль под открытым небом? «Он должен дать возможность встретиться с друзьями и коллегами, завести новые знакомства, выпить при этом как следует и неплохо тут же закусить, заработать себе мокрые ноги и грязные штаны – в зависимости от погоды! Ну и конечно послушать хорошую музыку», - так считает Йодок Кобельт.

«В центре, таким образом, не должны стоять какие-то музыкальные открытия. Музыка и все, что с ней связано, должны образовывать некую единую эмоциональную вселенную, превращаться в своего рода общественно-музыкальный ритуал. Имя исполнителя на афише, на самом деле, играет не главную роль. Посетителям достаточно поверить в то, что музыка будет хорошей – оправдать это доверие является задачей устроителя фестиваля».

Пока эту задачу швейцарским продюсерам и менеджерам удавалось решать довольно хорошо. На это, по мнению Й. Кобельта, указывает тот факт, что практически все устраиваемые фестивали распродаются почти мгновенно. «В Швейцарии стало привычкой и традицией уже на Рождество дарить «открытые билеты» на фестивали, которые пройдут только летом, и участники которых еще не определены», - говорит он. Й. Кобельт подчеркивает, что с течением времени разные фестивали закрепили за собой те или иные направления и тенденции в современном музыкальном бизнесе.

«На фестивалях в Санкт-Галлене и в Берне (Гуртенский фестиваль – по имени горы Гуртен под Берном) в основном играют рок с примесью многообещающих звезд из мира «инди-музыки». Фестиваль «Paléo Nyon» удачно смешивает известных и менее известных англоязычных и франкоязычных звезд, добавляя ко всему этому долю того, что принято называть «Worldmusic». На фестивале во Фрауэнфельде доминирует хип-хоп, в Монтрё ставка делается на джаз, ритм-энд-блюз, в то время как фестиваль «Greenfield» привлекает поклонников тяжелого рока».

«Современная ситуация характеризуется четкой тенденцией отказа устроителей от попыток предложить публике эксклюзивную программу», - считает Й. Кобельт, владелец и автор популярного блога globalsounds.info. Так, например, мега-звезда из США Ленни Кравитц выступит в качестве «хедлайнера» в сезон 2012 года сразу на четырех фестивалях – в Paléo, Монтре, Берне («Гуртен-Фестиваль»), а так же на фестивале «Moon and Stars» в Локарно.

По мнению Й. Кобельта, это все не является случайностью. «Во-первых, если взять того же Ленни Кравитца, то он всегда относился к числу артистов, гастролирующих много и охотно. Во-вторых, этот музыкант универсален в том смысле, что он соответствует самым разным творческим и музыкальным представлениям и вкусам – он может играть «громко и тяжело», а может и «тихо и легко».

По мнению К. Хубера рынок музыкальных фестивалей за последние 20 лет изменился полностью. «Следует задать себе вопрос – стоит ли на пятачке в 20-30 километров диаметром устраивать каждую неделю очередной фестиваль», - задает он вопрос, указывая на то, что «слишком высокая плотность такого рода мероприятий усложняет их подготовку. Например, фестивалю в Санкт-Галлене уже 36 лет, это один из старейших праздников такого рода в Швейцарии, однако каждый год мы придумываем какие-то новые фестивали».

Он решительно опровергает слухи о том, что швейцарские фестивали платят своим участникам на сцене самые высокие гонорары. В Великобритании, Германии, Скандинавии и Голландии звезды зарабатывают куда больше, так как там и рынок тоже куда шире. «В Англии, например, проводятся фестивали, входной билет на которые стоит от 200 до 250 фунтов, что в пересчете на франки составляет от 300 до 370 франков. В Швейцарии же самый дорогой билет на фестиваль не стоит дороже 200 франков».

Да, «бюджеты больших фестивалей могут исчисляться миллионами, однако особой прибыли все равно все это не приносит. Конечно, устроители и менеджеры не остаются внакладе, но на фоне торгового оборота, достигаемого на больших швейцарских фестивалях, чистая прибыль выглядит очень скромно», - указывает Й. Кобельт. По оценкам К. Хубера «последний год выглядел для нас вполне неплохо, а вот три года назад мы потерпели значительные убытки из-за резкого, на 6 тыс., сокращения числа проданных входных билетов». Для того чтобы справляться с такими обстоятельствами, устроители фестивалей нуждаются в «длинном дыхании» и, что самое главное, в финансовой стабильности.

«Без спонсоров больших фестивалей в Швейцарии не было бы», - согласны Й. Кобельт и К. Хубер. «Их взносы позволяют сократить накладные расходы. Так, например, в Санкт-Галлене взносы спонсоров покрывают 20% бюджета фестиваля. Присутствие спонсоров важное еще и с инфраструктурной точки зрения, ведь они предоставляют гостям праздников разного рода сервисы, такие, как возможность пользоваться банкоматом или подзаряжать свои смартфоны».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version