News
24.07.2012

Новые похоронные ритуалы меняют Швейцарию

Похоронные ритуалы играют в развитии человека огромную роль. Животные не хоронят своих умерших, но как только археологи наталкиваются на следы организованных похоронных церемоний, они получают право говорить о человеческой цивилизации.

Однако ничто в мире и истории не остается неизменным. «Сегодня обычные погребения в земле стали в Швейцарии практически редчайшим исключением», - говорит Клер Клива (Claire Clivaz), ассистент-профессор теологического факультета Университета г. Лозанна.

Традиционное кладбище давно перестало быть местом последнего успокоения. Очень часто пепел умерших рассыпают в природу, в саду, например, на горной вершине, на берегу озера. Урна с прахом может быть просто захоронена в укромном лесном уголке. Есть и «инновативные» варианты – пепел можно спрессовать в искусственный алмаз.

Швейцария предоставляет своим гражданам практически неограниченную свободу в плане выбора способа захоронения умерших. 80% всех умерших в Швейцарии подвергаются кремации – и здесь Конфедерация принадлежит к несомненным европейским лидерам, уступая только Чехии, - разъясняет теолог Андреас Тунгер-Цанетти (Andreas Tunger-Zanetti) из Университета Люцерна.

«Примерно пятая часть всех крематориев в Швейцарии позволяют рассеивать пепел умерших по ветру», - рассказывает Эдмонд Питтет (Edmond Pittet), руководитель похоронного предприятия города Лозанна. «Для природы это не представляет никакой опасности, так как получаемый пепел сегодня очень мелок».

Либеральный подход

Такие свобода и либерализм во многом объясняют, почему Швейцария относительно открыта по отношению к новым, ранее не практиковавшимся в стране погребальным ритуалам, корни которых порой находятся в иных религиях и верованиях.

«Общество Швейцарии развивается вместе с мигрантами и благодаря им», - говорит Юлия Монтандон (Julie Montandon) из Межкантонального Информационно-религиозного центра (CIC) в Женеве. Традиционные религии находятся в постоянном развитии, в том числе в результате соприкосновений с новыми, ранее невиданными, подходами и практиками.

В качестве примера она приводит, например, японское сообщество «Sûkyô Mahikari», которое насчитывает во всем мире до 800 тыс. сторонников. 350 их них проживают в настоящее время в Швейцарии. По мнению Ю. Монтандон, этот синтетический культ, ориентирующийся на постулаты синтоизма и буддизма, скорее следует рассматривать в первую очередь в качестве «медицинско-терпапевтической» группы – со своими особыми требованиями к похоронам.

Некоторые религиозные сообщества получают от властей специальные разрешения на проведение своих ритуалов, в том числе и похоронных. Так, например, недавно власти города Люцерн разрешили проживающим в городе членам индуистской общины хоронить пепел своих умерших в реке Ройсс. Ранее подобные разрешения выдали власти городов Берн и Цюрих.

«Многие индуисты, практикующие свою религию в Швейцарии, боятся совершить что-то противоправное», - говорит Сасетарен Рамакришна Сарма (Saseetharen Ramakrishna Sarma), индуистский священник из Люцерна. Многие из его общины, поэтому, предпочитали ездить для совершения похоронных ритуалов на родину, что было очень дорого, но теперь все изменится к лучшему.

«Моральная травма»

«Очень важно, чтобы Швейцария предоставляла всем членам всех религиозных общин проводить свои похоронные ритуалы так, как это принято в их традициях с тем, чтобы и их мертвые могли найти свой последний покой», - говорит К. Клива. Поэтому решение разрешить индуистам в Швейцарии хоронить пепел умерших в реке было совершенно логичным.

При этом она призывает все-таки не забывать, какое значение придается телу человека в рамках иудео-христианской религиозной традиции: «Будучи пастором, я встречала множество людей, которые в результате кремации их умерших родственников получали настоящую моральную травму».

Так, например, одна 16-летняя девушка-подросток упорно отказывалась приезжать на свою дачу, так как там в саду был рассыпан пепел ее дедушки и дяди. «Ей казалось, что их духи «преследуют» ее».

К. Клива рассказывает и о том, что в Швейцарии все большее распространение получает традиция хранить урны с прахом в чулане, а то и просто на каминной полке. «Но может произойти так, что боль от утраты будет постоянно получать новую и новую подпитку», - указывает ученый-теолог.

Светские церемонии все более популярны

Обращение к новым похоронным ритуалам вносит свой вклад в усиление тенденции отхода граждан страны от традиционных церквей и от их похоронных ритуалов.

«Сегодня примерно треть граждан Конфедерации не хотят, чтобы их хоронил пастор или священник. Они предпочли бы светскую церемонию прощания, которую проводил бы кто-нибудь из их ближайшего окружения – родственник или друг», - подтверждает Эдмонд Питтет. Не хотят проводить никаких церемоний пока очень немногие.

Традиционные церкви Швейцарии давно потеряли свою «монополию» на определение порядка похорон, - говорит Джулиен Абегглен (Julien Abegglen), который сам проводит светские прощальные церемонии. «Церкви, как и раньше, реагируют на потребности многих людей, но весьма велико и число тех, кто отворачивается от них», - признает он.

Среди таких «отступников» он называет, например, людей разведенных, переживших крах своего брака, тех, кто выходит замуж или женится на представителей других религий, или тех, кто начинает задавать вопросы о смысле жизни. Нередко такого рода события становятся достаточным стимулом для того, чтобы покинуть лоно традиционной церкви.

«После смерти таких людей их родственники, конечно же, не могут себе представить прощальной церемонии по католическому или протестантскому образцу, и потому они обращаются к таким, как я», - указывает Джулиен Абегглен.

Традиционные церкви должны обновиться

Определенную «эрозию спроса» (на похоронные услуги традиционных церквей) замечает и Франсуа-Ксавьер Амхерд (François-Xavier Amherdt), профессор душепопечительской теологии и религиозной педагогики в Университете г. Фрибур.

Если проанализировать «каталог» церемониальных услуг, предлагаемых такими церквами, то на первом место все еще остаются именно похороны, - говорит он.

«При этом столь же очевидно, что церкви находятся сейчас в ситуации все возрастающего давления, которое принуждает их обновить их ритуальный язык, не отказываясь при этом от традиционной христианской символики».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version