31.07.2012

Горная железная дорога «Jungfraubahn» остается «Top of Europe»

Уже за первый год после своего вступления в строй вокзал на горе Юнгфрауйох (Jungfraujoch) стал заметным туристическим аттракционом, гостями которого стало почти 43 тыс. человек со всей Европы. В 2011 году на «Вершину Европы» ("Top of Europe") по железной дороге «Jungfraubahn» взобрались не много ни мало 765 тыс. человек.

Поезда наверх отправляются каждые полчаса. Путь до вершины длится 48 минут и проходит довольно ровно – наклон рельсов по отношению к горизонту относительно небольшой, так что для преодоления довольно значительной высоты поезду требуется некоторое время.

В 1923 году, в английском путеводителе «Muirhead's Switzerland» туристов даже предупреждали, что поездка в поезде по длинному туннелю в горе может показаться «очень нудной».

Идеи могут всё…

Концепция строительства железнодорожной ветки «Jungfraubahn» родилась в голове одного единственного человека – Адольфа Гуера-Целлера (Adolf Guyer-Zeller, 1839 - 1899).

Как это часто бывает, авторы великих идей не застают их материальной реализации – так было и с Гуером-Целлером, путешественником и предпринимателем. Идея строительства железной дороги на вершину Юнгфрауйох возникла у него под впечатлением от проекта создания Суэцкого судоходного канала. Он был настолько убежден в реализуемости этой идеи, что даже вложил в проект значительную часть собственного состояния.

Не столь, однако, велико было денежное вознаграждение рабочих, которые, как правило, приезжали на заработки из Италии. Один рабочий получал в день 4,5 франка, и это за выполнение грандиозной работы (семикилометровый туннель сквозь горы Менхь и Айгер), которая продолжалась с 1896 по 1912 гг. – с учетом двухлетнего перерыва. 30 рабочих-горняков погибли за это время, 90 были ранены.

Там, где стены туннеля были взорваны для того, чтобы иметь возможность избавляться от отработанной породы, теперь располагаются смотровые окна, позволяющие насладитьсянезабываемыми видами.

Железнодорожная лихорадка

Ветка «Jungfraubahn» была построена в период, когда вся Швейцария была охвачена настоящей железнодорожной лихорадкой. Адольф Гуер-Целлер начал свою строительную карьеру со строительства железнодорожного подъема на гору Риги, что возвышается недалеко от города Люцерн над Фирвальдштеттским озером. В 1871 г. проект был завершен. По этой линии курсировал первый в Европе локомотив с так называемой «реечно-зубчатой системой», позволявшей брать самые крутые подъемы.

«Уже за первый год функционирования ветки «Rigibahn» была возвращена пятая часть всех вложенных инвестиций», - рассказывает историк Килиан Эльзассер в интервью порталу swissinfo.ch. Реечно-зубчатая система принадлежит к одной из самых революционных швейцарских идей 19-го века, - подчеркивает историк.

Ее особенность - наличие зубчатой рейки (рельса), который прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатыми колесами. Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных дорогах.

Зубчатые колеса открывают новые миры

Такая технология позволила внести революционные изменения в организацию туристического бизнеса.

«В 19 веке туризм стоял перед такой же проблемой, что и сегодня – он нуждался в каком-то безусловном аттракционе, в какой-то идее, которая бы привлекала новых и новых клиентов. Реечно-зубчатая система стала такой идеей. После дороги «Rigibahn» была построена на сегодняшний день самая крутая (до 48%) дорога на гору Пилатус, а затем настал черед и дороги «Jungfraubahn» – той самой дороги, которая может похвастаться самым высокогорным вокзалом Швейцарии и всей Европы», - рассказывает К. Эльзассер.

Уже упомянутый путеводитель «Muirhead» может рассказать нам о том, как воспринималась дорога «Jungfraubahn» в период непосредственно после ее открытия. Эта дорога описывается в этом издании как «одна из самых интересных горных железных дорог Европы», поскольку она позволяет «даже нетренированным туристам добраться до вершины, которая обычно бывает доступна только опытным альпинистам».

Путеводитель так же предупреждает, что для поездки на вершину нужно быть уверенным в погоде, так как хорошие виды можно получить только при наличии ясного неба.

Чтобы облегчить финансирование, дорога «Jungfraubahn» открывалась этапами. Путь из долины до северной стены горы Айгер был только первым этапом, который был открыт для туристов уже в 1903 году.

"Деструктивная глупость"

Впрочем, туристы на склонах и туннели внутри гор – это нравилось далеко не всем. Пора поставить заслон на пути «деструктивной глупости и защитить для будущих поколений еще оставшийся в нашем распоряжении альпийский ландшафт», - такой призыв содержался в письме ряда швейцарских природоохранных организаций в адрес федерального правительства. Они призывали так же Федеральный совет быть аккуратнее с раздачей концессий на строительство железных дорог.

Уже тогда швейцарские экологисты сожалели, что в стране понастроено слишком большое количество горных железных дорог. И это при том, что экономически рентабельными оказывается только небольшая их часть. Зато все они без исключения с этической и эстетической точек зрения не только бесполезны, но и прямо-таки вредны.

В итоге конец железнодорожной лихорадке был положен не письмами и призывами, а политическими событиями за пределами страны. После первой мировой войны традиционный поток туристов в Швейцарию резко обмелел – и туристической отрасли страны пришлось искать новые «завлекаловки». Новый средний класс оседал в бурно развивающихся городах Швейцарии – в Берне, Цюрихе. Поэтому железные дороги страны перешли к продаже семейных билетов, билетов выходного дня и т.д.

В последние годы швейцарские железные дороги (в состав которых входят и зубчатые трассы) ведут довольно успешное маркетинговое наступление в странах Азии. Поездка на гору «Jungfraujoch» является теперь обязательным пунктом в программе любого уважающего себя туриста из Индии или Японии.

Сегодня самый высокогорный вокзал Европы предлагает туристам рестораны самых разных направлений – в том числе и ресторан индийской кухни. Среди туристических аттракционов следует отметить удивительный «Ледяной дворец» ("Eis-Palast"), а так же всевозможные платформы обозрения с соответствующими подходами и коридорами. А кульминацией всего этого великолепия является научная метеорологическая станция на самой вершине.

Интересно, но по пути назад, в долину, почти все пассажиры поезда дороги «Jungfraubahn» впадают не то в транс, не то в сон. О чем они грезят - сказать невозможно. Жаль, ведь так они могут пропустить возможность, при ясной погоде, рассмотреть из центра Швейцарии горы германского Шварцвальда или французские Вогезы.

Однако в их багаже навсегда останется уникальный сувенир – юбилейный билет «Jungfraubahn-Pass», проштампованный на высоте в 3454 метра над уровнем моря.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



© RSUH 1996 - 2024. All rights reserved.