01.08.2012

Вильгельм Телль: 500 лет на сцене с неизменным успехом

Народ Ури страдает. Примерно сотня человек, словно потерянные, бродят по пустой сцене. Справа и слева сцена ограничена тяжелыми, высотой в три метра, металлическими стенами, которые создают ощущения зажатости, что усиливает субъективное ощущение страдания.

Тот, кто имеет возможность наблюдать за репетициями спектакля в городе Альтдорф, столице кантона Ури, в городе, где по легенде и происходили события связанные с Теллем и его выстрелом в яблоко, чувствует это самое угнетение почти физически: действия массовки, состоящей практически полностью из непрофессионалов, создают полный эффект присутствия.

Режиссер спектакля Фолькер Гессе (Volker Hesse) не новичок. В 2008 году он уже ставил в Альтдорфе, и с большим успехом, спектакль о Вильгельме Телле. Однако в этом году он хочет «задействовать огромный потенциал большого коллектива артистов-непрофессионалов».

Профессионалов, да еще в таком количестве, практически невозможно заставить сконцентрироваться на каком-то одном сюжете. Любители же в этом плане куда более открыты и готовы к экспериментам.

«Готовя спектакль, чаще всего я употребляю слово 'Passion', или «страдание», почти что «крестный путь». Я хочу показать, каким путем страданий проходят эти люди, что они вынуждены пережить фазу жестоких политических волнений и нестабильности», - говорит он в интервью порталу swissinfo.

Обмен посредством театра

В честь 500-летнего юбилея истории про Телля и его арбалет в Альтдорфе в этом году будет показана современная версия самого, наверное, известного текста, а именно, одноименной драмы классика немецкой литературы Фридриха Шиллера, написанной им в 1804 году.

А до этого времени в Альтдорфе исполняли другую пьесу, под названием «Ein hüpsch Spyl gehalten zu Ury in der Eydgnoschafft, von dem frommen und ersten Eydgnossen, Wilhelm Thell genannt». В переводе со старонемецкого – «Забавная комедия, сыгранная в швейцарском Ури, о благочестивом и первом гражданине Конфедерации по прозванию Вильгельм Телль».

Эта пьеса возникла из весьма распространенной во внутренней Швейцарии традиции праздничных костюмированных представлений, любоваться на которые можно было, как правило, во время карнавала – проводов зимы. Об этом рассказывает историк театра и знаток сюжета, связанного с Теллем, Хайди Греко (Heidy Greco).

«В тогдашней Швейцарии не было никакого центрального правительства, были только отдельные города и регионы. Коммуникация между ними осуществлялась в основном посредством культуры, причем карнавально-масленичные торжества были самым популярным каналом такой коммуникации».

«Забавный», но очень актуальный, театр

Уже упомянутый "Hüpsch Spyl" («Забавная комедия») вовсе не пропала в забытьи. В Альтдорфе в этом году ее тоже будут показывать – но только в формате кукольного спектакля. Ее значение до сих пор очень велико – это была, по сути, первая чисто политическая драма на немецком языке.

Нужно учитывать, конечно, что существует и еще более старая вариация на эту же тему, говорит Х. Греко, однако истинное значение «Забавной комедии» состоит в том, что это было первое произведение, в котором четко производится попытка сформулировать общую политическую позицию. И поскольку эту позицию, а точнее, миф об освобождении от иностранной тирании, постоянно требовалось обновлять и подчеркивать, исполнение «Забавной комедии» превратилось в очень важную общенациональную традицию.

С точки зрения Х. Греко, факт столь раннего рождения политического театра именно в Швейцарии совершенно логичен.

«В отличие от окружавших ее стран Швейцария уже тогда имела традиции прямого, сейчас бы сказали, неподцензурного демократического гражданского высказывания. В других странах той поры театр был частью двора какого-нибудь графа или элементом городской инфраструктуры. А потому он не обладал в этих странах необходимой степенью независимости. В Швейцарии же ситуация была совершенно иной».

А потом пришел Шиллер…

Шиллеровкая драма возникла, на самом деле, благодаря подсказке гениального Гете, который хотел было сам переложить легенду о Телле в стихотворную форму. Но затем получилось так, что он переуступил этот сюжет своему другу Шиллеру с просьбой сделать из него театральную пьесу.

«Я каждый раз поражаюсь тому факту, что у Шиллера Телль не является каким-то там политическим вождем. В этой пьесе он предстает аутсайдером, человеком, который, на самом деле, не хочет иметь ничего общего с политикой», - говорит Фолькер Гессе. Став «тираноборцем», он, однако, невольно запускает процессы, приводящие к массовому восстанию. Он превращается в «героя поневоле».

Эта тема «универсальна и может быть в какой-то степени перенесена, например, на нынешние события в арабских странах. Там мы тоже видим торжествующие массы, но при этом мы понимаем, насколько тяжела может быть борьба за свободу», - говорит режиссер.

В 19 веке, когда Шиллер написал своего «Телля», на первом месте в Европе стояла идея нации, - говорит Х. Греко. В шиллеровском Телле она видит «фигуру, играющую в истории театра роль постоянного маяка или ориентира. Его постоянно используют тогда, когда нужно послать миру и зрителям какое-либо четкое политическое высказывание, и спектр этих высказываний может быть очень широким – от реакционных до революционных».

Однако в конечном итоге следует понимать, что Телль, которого никогда в природе не существовало, воплощает собой швейцарский национальный миф, фиктивную идею. «Люди верят в истинность этой идеи, и защищают ее, и в этом и заключается механизм выработки национальной идентичности».

100 лет традиции в Интерлакене

Альтдорф – не единственное место, где в этом году пройдут показы истории о Телле. В форме мюзикла этот сюжет будет представлен на суд публики на берегу озера Валензее (Walensee). Кроме того, зрителей ожидает неожиданная… иранская вариация легенды о Вильгельме Телле.

Для 40-летнего Михаэля Хорна эта тема более чем актуальна. В этом году именно он будет играть роль бородатого национального героя Швейцарии в рамках праздничного представления в курортном городеИнтерлакен. В этом году, кстати, традиции играть спектакли о Телле в Интерлакене исполняется ровно сто лет.

В этом году, поэтому, ради юбилея, в этом городе будет показана классическая версия шиллеровской легенды. «Эта пьеса – на все времена», - говорит М. Хорн.- «Такая фигура, как Телль, была бы очень нужна и многим другим народам мира». Уже отец М. Хорна играл роль Телля в Интерлакене – так что эта роль досталась ему, так сказать, по наследству.

А газета «Neue Zürcher Zeitung» уже поторопилась подсчитать, что все эти представления в итоге посетят до 90 тыс. человек.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



© RSUH 1996 - 2024. All rights reserved.