12.09.2012

Маниакальное пристрастие швейцарцев к чистоте

Бернские аркады весьма популярны у туристов и местных горожан. Они позволяют гулять от магазина к магазину, не боясь осадков. Это – привычная картина. Столь же привычной частью ее является либо небольшой автомобиль-уборщик, усердно скребущий своими щетками древнюю брусчатку, либо человек, тщательно протирающий витрину модного бутика.

Гости впечатлены. «Да, вокруг царит чистота», - говорит Крейг Одди (Craig Oddie) из Манчестера, который как раз направляется со всей семьей смотреть новый бернский аттракцион – Медвежий парк на склоне реки Аары. «Если остановиться и оглянуться на улице, то мусора нигде не видно. В общественном транспорте чистоту наводят без перерыва. Здесь ситуация в этой области куда лучше. Чем в Англии».

С ним согласна и Барбара Каннингхэм (Barbara Cunningham), приехавшая в Берн из Канады: «Чистота поражает. Мы были на горе Клейн Маттерхорн. На вокзале внизу, в долине, чисто было даже на полу под тросами. Ни мусора, ни пятен машинного масла, ни сухой травы. Ничего!».

«В самом деле, Швейцария за рубежом воспринимается в качестве абсолютно чистой страны», - говорит Вероник Канель (Véronique Kanel), официальная представитель национальной швейцарской туристической организации «Schweiz Tourismus». На этот предмет в 2010 году данная организация, на 60% финансируемая из федерального бюджета, опросила почти 9 тыс. туристов из 110 стран мира.

«Четыре процента опрошенных назвали спонтанно «чистоту» среди главных сильных сторон Швейцарии», - говорит В. Канель. «Доля вроде бы невелика, однако она находится на одном уровне с такими понятиями, как «история» и «культура», названных 4,7% опрошенных. Самая же ярко выраженная сильная сторона Швейцарии связана с природой. Ее назвали 20% опрошенных».

Чистая Швейцария – на продажу!

Такое восприятие организация «Schweiz Tourismus» использует и в качестве основы для своей рекламной кампании «Switzerland – Summer Holiday» («Швейцария – страна летних каникул»). Телевизионный ролик, созданный рекламным агентством «Spillmann, Felser und Leo Burnett», иронично использует все эти слегка клишированные способы восприятия Швейцарии.

В центре ролика – похожие на гномов старички, которые, на фоне идиллических пейзажей, занимаются, условно говоря, покраской травы и пострижением газонов вручную. Смысл ролика высвечивается в его финале в форме рекламного слогана: «Мы делаем все, чтобы обеспечить Вам идеальный отпуск». Этот ролик еще до конца октября будут показывать почти во всех странах мира.

Оказывает ли восприятие Швейцарии как страны абсолютной чистоты позитивное воздействие на развитие туризма? «Такая корреляция совершенно необязательна», - говорит Кристиан Лессер (Christian Laesser), профессор кафедры туризма и менеджмента Университета Санкт-Галлена. «Туристам в целом все равно, чистая Швейцария или нет – до тех пор, пока все идеально. Но они начинают высказывать крайнее недовольство, когда что-то не ладится», - говорит К. Лессер в интервью порталу swissinfo.ch.

«Чистота – дело относительное. Смотря с чем сравнивать. Если посмотреть на Сингапур, то Швейцарии есть еще куда развиваться. А если сравнить Швейцарию с другими странами, то окажется, что в Берне, например, вообще можно есть с пола».

Локальный взгляд

Итак, ясно, что туристы в основном воспринимают Швейцарию именно так. Но вот местные жители могли бы с ними поспорить. У них ведь – свой, локальный взгляд на вещи. «Иногда Швейцария кажется мне даже чересчур чистой», - говорит Моника Юфер (Monika Jufer). - «Все всегда лежит на своем месте и если вдруг что-то не так, и валяется неаккуратно, соседи тебе все выскажут на этот счет».

Шанкар Наватнам (Sankar Navatnam), переехавший в Швейцарию из Шри-Ланки 12 лет назад и работающий почтальоном, имеет для Швейцарии слова только в превосходной степени: «Швейцария идеальна. Процесс утилизации и разделения мусора иначе как великолепным не назвать».

Иначе считает Фриц Шмутц (Fritz Schmutz), работающий в одной из швейцарских охранных фирм. Его возмущает мусор, оставляемый студентами и вообще молодежью на площадях после обеденного перерыва. В его глазах такое поведение равно преступлению.

Проблема мусора

Проблема мусора и его утилизации становится для Швейцарии все более актуальной проблемой. Это следует из последнего Экологического доклада, подготовленного совместно Федеральными ведомствами экологии (Bafu) и статистики (BFS).

Несколько лет назад Роланд Шольц (Roland Scholz), профессор кафедры экологии и социальных наук в Высшей технической школе Цюриха, опросил примерно 100 тыс. жителей города Винтертур на севере Швейцарии. По итогам опроса он сделал вывод: почти 85% респондентов жаловались на окурки, упаковку и прочий мусор, валяющийся на улицах.

«Одна из причин – слишком маленькие урны, - говорит профессор Р. Шольц. - «Урны заполняются, и начинается цепная реакция, в результате которой мусор оказывает на мостовой». Покончить с этим безобразием – такова цель инициативной группы «Чистая природа» («Interessengruppe saubere Umwelt» - IGSU), основанная в 2007 году двумя частными компаниями по переработке и утилизации отходов и мусора.

По инициативе IGSU была проведенная активная рекламная кампания против мусора. На плакатах были изображены переполненные мусором частные квартиры и офисы, а лозунг кампании гласил, что мусорить в обществе – это такое же свинство, как и мусор у себя дома на диване.

Очистить Швейцарию

С проблемой мусора на улицах борются и общественные организации Швейцарии. Так, в 2005 году транспортная компания BERNMOBIL основала специальную «экологическую команду» «Team Sauber», в состав которой вошли мигранты, ожидающие решения относительно предоставления или непредставления им политического убежища в Швейцарии.

В их задачу входила очистка трамваев и автобусов от старых газет, упаковок и выброшенных остатков еды. В качестве дополнительного стимула в 2010 году компания BERNMOBIL подарила десяти пассажирам, которых «поймали» на корректной уборке за собой собственного мусора» планшеты «iPad».

Профессор Роланд Шольц отмечает, что во многих швейцарских школах темы «утилизация» и «ресайклинг» давно уже стали стандартной частью программы преподавания. «Тот, кого с детства приучили убирать за собой, во взрослом возрасте будет относиться к мусору на улице совсем иначе», - говорит он в интервью порталуswissinfo.ch.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



© RSUH 1996 - 2024. All rights reserved.