20.09.2012

ШВЕЙЦАРИЯ - МИРОВОЙ ЦЕНТР ТОРГОВЛИ СЫРЬЕМ

Однако если посмотреть на основные цифры, то они окажутся весьма впечатляющими. Если в 2001 году швейцарские компании, специализирующиеся на торговле сырьем, получили прибыли (до налогов) в размере 1,3 миллиарда франков, то в прошлом году этот показатель возрос до 20 миллиардов франков. Торгово-сырьевой сектор обеспечивает 3,5% ВВП Швейцарии, опережая туризм и машиностроение.


Лидером является Женева, которая стала важнейшей международной площадкой, специализирующейся на торговле нефтью. Не отстает и город Цуг. Зарегистрированные здесь компании концентрируются на минеральном сырье и металлах. Немало торгово-сырьевых компаний работают в Лугано, Цюрихе, Люцерне и Винтертуре.

«Сырьевая индустрия принадлежит к отраслям, которые по темпам своего роста далеко опережают все остальные отрасли экономики Швейцарии, однако их роль, в том числе налоговая, в функционировании государства и общества в стране все еще маргинальна», - критически указывает Оливер Классен (Oliver Classen), пресс-секретарь известной неправительственной организации «Бернское воззвание» («Erklärung von Bern») в интервью порталу swissinfo.ch.

«Доля прибыли сырьевых компаний, оказывающаяся в распоряжении общества, может показаться в абсолютных цифрах довольно солидной. Однако на фоне общей прибыли, получаемой торговцами сырьем, а главное, на фоне объемов налоговых отчислений, поступающих из других отраслей промышленности, она выглядит очень скромной», - подчеркивает О. Классен.

Налоговые дебаты

Точнее сказать тут что-либо очень сложно, потому что сырьевые торговые гиганты являются, как правило, частными компаниями, очень тщательно охраняющими свои коммерческие тайны, заключая, в частности, с кантонами, на территории которых они зарегистрированы, тайные налоговые соглашения.

Кое-какой свет на проблему должен будет пролить специальный доклад о состоянии развития торгово-сырьевой отрасли Швейцарии, который готовится сейчас по поручению правительства страны и который должен быть представлен общественности в конце этого года. Пока же вопрос о том, насколько велик будет объем открытой информации, остается без ответа.

Пока систематический мониторинг развития этой отрасли осуществляет только Швейцарский Центробанк, который измеряет объем транзитной торговли, складывающийся из объема купленного и проданного сырья, не произведенного в Швейцарии и не проданного из страны или ввезенного в страну.

В этой связи регулярно всплывает цифра 11% - такова средняя кантональная льготная ставка налогообложения для концернов и фирм «с особым статусом», то есть для фирм, большая часть прибыли которых генерируется за пределами Швейцарии. Предприятия, которые не имеют такого «особого статуса», уплачивают налог, исходя из средневзвешенной ставки в 24%.

Федеральные власти Швейцарии долгое время закрывали глаза на столь «дружелюбное» налоговое отношение ряда кантонов к крупным торгово-сырьевым компаниям – включая и транснациональные фирмы из некоторых других отраслей – но теперь такая ситуация и для них становится все менее терпимой. Есть уже и первые «жертвы» - весной текущего года бразильская горнодобывающая компания «Vale» была привлечена к суду и была приговорена к налоговой доплате в размере 200 миллионов франков.

Создается впечатление, что сырьевые компании не стремятся справедливо отдавать стране пребывания свой моральный и материальный «долг резидента». Но так ли это на самом деле? Например, отраслевое торгово-сырьевое объединение «Lugano Commodity Trading Association» (LCTA) заявило в интервью порталу swissinfo.ch, что четверть полученных Лугано в 2009 году налоговых поступлений пришлось на суммы, выплаченные как раз сырьевыми компаниями.

Иностранная конкуренция

Европейский союз давно уже точит зубы на «налоговые режимы некоторых кантонов», в рамках которых крупные сырьевые и прочие компании холдингового характера получают, с точки зрения Брюсселя, несправедливые налоговые льготы, искажающие принцип честной конкуренции. Как бы там ни было, эти кантоны и в самом деле вследствие своей налоговой политики становятся очень притягательными для компаний из-за рубежа, причем не только для компаний торгово-сырьевого профиля.

Многие кантоны, прежде всего Женева и Во, опасаются, что если Швейцария не выдержит этого давления и согласится изменить свое налоговое законодательство, то тогда они лишатся налоговых поступлений на многие миллионы франков ежегодно. Случись такое – и Швейцария потеряет целый ряд транснациональных концернов и, соответственно, лишится сумм, выплачиваемых ими сейчас в качестве налогов, - подчеркивает Марко Пассалиа (Marco Passalia), генеральный секретарь LCTA.

«Не будем забывать, что в настоящее время льготные налоговые режимы начинают предлагать и такие страны, как Сингапур и Малайзия, и крупные концерны торгово-сырьевого профиля могли бы переехать туда», - заявил далее М. Пассалиа в интервью порталу swissinfo.ch.

По его словам, даже если компании сырьевого профиля и не уплачивают «всех» налогов, которые они должны были бы по совести платить, следует учитывать, что работники этих компаний зарабатывают очень хорошо, что они как раз уплачивают подоходный налог в полном объеме, и что тратят они свои деньги именно в Швейцарии, поддерживая, тем самым, местных производителей.

«Trickle-down-Effekt» или «эффект просачивания»

Теория «Trickle-down» стала в последнее время весьма популярной теорией, суть которой состоит в том, что гигантские доходы торговых и промышленных гигантов, так или иначе, но просачиваются сверху вниз по общественным сосудам и капиллярам, идя на пользу не только магнатам, но и всему населению. Впервые такая теория была развита в Индии, но ее вполне можно было бы попробовать применить и к Швейцарии. И что мы увидим?

Например, шеф сырьевого гиганта «Glencore» Айвен Глазенберг (Ivan Glasenberg) и другие топ-менеджеры компании проживают в общине Рюшликон (Rüschlikon), что в кантоне Цюрих. Исследования показали, что доходы, которые получили эти люди в результате размещения акций «Glencore» на бирже, «просочились» и до обычного населения Рюшликона в форме незапланированных налоговых доходов в размере 55 миллионов франков. В результате правительство общины смогло профинансировать общее снижение налоговой нагрузки для граждан Рюшликона на 5%.

Да, такие яркие примеры пока остаются скорее исключением. Критики указывают, что торгово-сырьевая отрасль не создает в Швейцарии достаточного количества рабочих мест с тем, чтобы их наличие смогло оказать сколько-нибудь заметное положительное воздействие на общую экономическую ситуацию. Однако выяснить, сколько же точно рабочих мест создают в Швейцарии такие компании, как «Glencore», почти невозможно, как невозможно выяснить и то, сколько налогов они уплачивают.

По данным женевского отраслевого объединения «Geneva Trading and Shipping Association» (GTSA) в регионе Женевы количество рабочих мест в торгово-сырьевой области может достигать пяти тысяч. К ним следует приплюсовать еще ориентировочно 2,5 тысячи рабочих мест в смежных или родственных отраслях (финансы, страхование, юридические услуги, аудит).

В Лугано примерно 70 торгово-сырьевых компаний обеспечивают работой, по данным LCTA, примерно одну тысячу местных жителей. Буквально на днях основанное отраслевое объединение «Zug Commodity Association» утверждает, что только в немецкой Швейцарии работает примерно сто торгово-сырьевых компаний. Однако сколько человек работает на эти фирмы, объединение умалчивает.

Выяснить, как торгово-сырьевая отрасль в реальности воздействует на общество и экономику Швейцарии, можно было бы только при условии большей прозрачности в этой сфере. А вот она-то как раз сейчас является весьма дефицитным товаром. И чем дольше федеральные власти будут блуждать тут в потемках, тем дольше Швейцария в целом рискует носить на себе клеймо страны, в которых властвует недосказанность и тайна, - подчеркивает О. Классен из организации «Бернское воззвание».

На фото: штаб-квартира компании «Glencore International AG» в городе Баар (Baar), кантон Цуг. (Keystone)


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



© RSUH 1996 - 2024. All rights reserved.